Как был ниспослан аят: «Кровные родственники ближе друг к другу...»
Фото: elements.envato.com/ Pressmaster
ادْعُوهُمْ لِآبَائِهِمْ
هُوَ أَقْسَطُ عِندَ اللَّهِ فَإِن لَّمْ تَعْلَمُوا آبَاءهُمْ فَإِخْوَانُكُمْ
فِي الدِّينِ وَمَوَالِيكُمْ وَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ فِيمَا أَخْطَأْتُم
بِهِ وَلَكِن مَّا تَعَمَّدَتْ قُلُوبُكُمْ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
«Называйте их [приемных детей] по их отцам. Это наиболее справедливо перед Аллахом. А если вы не знаете их отцов, то они – ваши братья по вере и ваши друзья. И не будет на вас греха, если вы ошиблись, но только если вы не намеревались в душе сделать это. И Аллах – Прощающий, Милующий» (Аль-Ахзаб, 5).
В риваяте Вахиди, полученном через Саида ибн Мухаммада ибн Ахмада ибн Нуайма от Салима ибн ‘Абдуллаха, он говорит так: «До ниспослания аята «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов...» мы звали Зейда ибн Харису не иначе как Зейд ибн Мухаммад».
النَّبِيُّ أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنفُسِهِمْ وَأَزْوَاجُهُ أُمَّهَاتُهُمْ
وَأُوْلُو الْأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَابِ اللَّهِ
مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُهَاجِرِينَ إِلَّا أَن تَفْعَلُوا إِلَى أَوْلِيَائِكُم
مَّعْرُوفًا كَانَ ذَلِكَ فِي الْكِتَابِ مَسْطُورًا
«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены – их матери. Кровные родственники ближе друг ко другу, согласно предписанию Аллаха, чем верующие и мухаджиры, разве что вы сделаете добро своим друзьям. Так было записано в [Хранимой] Книге» (Аль-Ахзаб, 6).
А. По преданию, Пророк ﷺ, собираясь отправиться в поход на Табук, повелел всем мусульманам участвовать в этом походе. Но кое-кто начал говорить: «Попросим разрешения у наших матерей и отцов». В связи с этим и был ниспослан аят: «Пророк ближе к верующим, чем они сами...»
Б. Как ранее уже говорилось (когда речь шла об обстоятельствах ниспослания 33-го аята суры «Ниса»), в риваяте от Ибн ‘Аббаса он сказал об аяте «Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю» (Ниса, 33) следующее: «В период невежества люди так договаривались между собой: «Кто из нас умрет раньше, тому наследником станет оставшийся».
Об этом Аллах Всевышний ниспослал аят: «В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие и мухаджиры, если только вы не сделаете добро своим друзьям. Так было записано в Писании (Хранимой скрижали)».
Из книги «Асбабун-Нузуль».