• Фаджр
    00:44
  • Восход
    02:14
  • Зухр
    09:00
  • Аср
    13:12
  • Магриб
    15:21
  • Иша
    17:10

Как Аллах обязал Расулюллаха ﷺ объяснять ниспосланное в Куръан Кариме

Время чтения: 6 мин
387

Фото: Bastian AS/ shutterstock.com

Фото: Bastian AS/ shutterstock.com

Начало: Сунна и аяты Корана не противоречат друг другу

Всевышний Аллах, требуя от Расулюллаха ﷺ объяснять ниспосланные в Куръане предписания, говорит следующее:

بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

«[И до тебя Мы отправляли посланников] С ясными знамениями и писаниями [с повелениями и запретами для этих общин]. А тебе Мы ниспослали Наставление [Куръан] для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались [над истиной, содержащейся в Куръане]» (Ан-­Нахль, 44).

Это объяснение осуществляется через Сунну. Всевышний Аллах также сказал:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا

«Принимайте, что дал вам Посланник, и избегайте того, что он запретил вам» (Аль-­Хашр, 7).

Соответственно этому, если в 38‑м аяте суры «аль-­Ан‘ам» слово «книга» означает Куръан Карим, то смысл будет таким: «Куръан Карим включает в себя все положения, относящиеся к религии Ислам. Или в виде ясно изложенного довода, или в виде ее разъяснения Сунной. Ибо Всевышний Аллах направил Своего Посланника для разъяснения людям предписаний ниспосланной Им религии. Людям же сделал ваджибом последовать за ним».

Разъяснение религиозных предписаний означает разъяснение предписаний Куръана. Следовательно, шариатские законы взяты из Книги Аллаха: они основаны на Куръане, Сунне, единогласном мнении ученых (иджма‘) и аналогии (кыяс). Это разъяснение или напрямую опиралось на Книгу, или же основывалось на ее указаниях.

В таком случае нет никаких противоречий между тем, что Сунна является доводом, и тем, что Куръан Карим сообщает обо всем.

Фото: ANWANA/ shutterstock.com

Фото: ANWANA/ shutterstock.com

Это с одной стороны, а с другой стороны, если посмотрим на смысл слова «что» (شَيْءٍ ) в этом аяте, то увидим, что здесь не подразумевается вся совокупность предписаний, в которых будет нуждаться общество на протяжении истории. Возможно, имеются в виду правила общего характера. И это для того, чтобы опираясь на них, Расулюллах ﷺ и его сподвижники могли путем кыяса или иджтихада выносить решения по тем возникающим в их повседневной жизни ситуациям, о которых явно не сказано в Куръане.

В этом отношении, нет никакого вреда в утверждении, что Куръан Карим содержит в себе все без исключения общие принципы, регулирующие жизнь людей.

Сунна в полной мере разъясняет эти положения. В таком случае, этот благородный аят гармонирует с другими кораническими аятами, подтверждающими важную роль Сунны.

Следовательно, не будет большой разницы в том, что именно подразумевается под словом «книга» в 38‑м аяте суры «аль-Ан‘ам»: Хранимая Скрижаль или Куръан Карим.

Иначе говоря, этот аят нельзя приводить в качестве доказательства самодостаточности Куръан Карима и неприемлемости Сунны как довода, во что ошибочно верят некоторые.

Перейдем к рассмотрению используемого отрицателями Сунны 51‑го аята суры «аль-­Анкабут»:

أَوَلَمْ يَكْفِهِمْ أَنَّا أَنزَلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ يُتْلَى عَلَيْهِمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَرَحْمَةً وَذِكْرَى لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

«Разве им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Книгу, которую им читают? Поистине, в этом – милость и напоминание для верующих» (Аль-­Анкабут, 51).

Вот о чем сказано в этом кораническом аяте: «(Эй, многобожники!) Неужели для признания вами пророческой миссии почтенного Пророка оказалось недостаточным Куръан Карима – величайшего из чудес?»

Те, кто опровергают Сунну, беря этот аят в качестве довода в пользу своих безосновательных претензий, пытаются доказать, будто Куръан Карим оставил верующих без потребности в каком‑либо другом источнике. Даже если этот другой источник – Сунна.

Такое толкование является ошибочным пониманием этого аята. Если для более подробного изложения вопроса посмотрим на предыдущий аят, то там Всевышний Аллах говорит следующее:

وَقَالُوا لَوْلَا أُنزِلَ عَلَيْهِ آيَاتٌ مِّن رَّبِّهِ قُلْ إِنَّمَا الْآيَاتُ عِندَ اللّٰهِ وَإِنَّمَا أَنَا نَذِيرٌ مُّبِينٌ

«Они спрашивают: «Почему же ему не ниспосланы знамения от его Господа?» Ответь [им]: «Поистине, знамения – у Аллаха, а я – только увещеватель, разъясняющий [истину]» (Аль-­Анкабут, 50).

Куръан Карим передает содержание разговоров многобожников, продолжающих горделиво отворачиваться от истины. То есть они требуют, чтобы Господь ниспослал нашему Пророку ﷺ множество чудес. И при этом произносят эти слова уже после того, как были ниспосланы многие аяты и суры Куръан Карима.

В этот период наш Пророк ﷺ читал им Куръан Карим, многократно доводил до их ушей его прекрасное звучание, его содержимым вселял страх в их сердца, изящной манерой повествования давал им почувствовать себя беспомощными (от осознания своей неспособности придумать нечто подобное).

Фото: Creativa Images/ shutterstock.com

Фото: Creativa Images/ shutterstock.com

Куръан Карим обладает изяществом стиля

Из-за сильного воздействия Куръана на их сознание и чувства, они называли его колдовством, или же говорили, что это стихи. А между тем, когда дело касается стихов, то для них это всегда отдельный разговор. Поэзия – это неотъемлемая часть их жизни, это искусство, принесшее им известность. Вплоть до того, что кроме поэзии у них не было других видов искусства.

Хорошо понимая, что Куръан Карим обладает изяществом стиля, делающим их беспомощными, они делали вид, будто у него нет такой особенности.

Так они старались отрицать высокие достоинства Куръан Карима (упаси Аллах!) и принимали Пророка ﷺ за лишенного всяких чудес посланника или же того, кто лишь претендует на посланничество.

Отвергая такую манеру их поведения, Всевышний Аллах ниспослал этот известный аят:

أَوَلَمْ يَكْفِهِمْ أَنَّا أَنزَلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ يُتْلَى عَلَيْهِمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَرَحْمَةً وَذِكْرَى لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

«Разве им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Книгу, которую им читают? Поистине, в этом – милость и напоминание для верующих» (Аль-­Анкабут, 51).

Иначе говоря, Куръан Карим, стиль изложения которого они признают более изящным, чем красноречие любого среди сотворенных, язык которого считают более лаконичным, чем речи любого другого, чьи слова признают более мудрыми, чем изречения любого мудреца, разве не стал тем чудом, которого достаточно для признания посланнической миссии Расулюллаха? Разве есть потребность в каком‑­нибудь знамении, кроме него?

Когда содержание этого аята изложено в таком виде, то становится понятным, что отрицатели Сунны отрывают содержание аята от его конструкции и для подтверждения собственных взглядов умышленно придают ему совершенно иной смысл.

Искажение смысла текстов первоисточников (Куръан Карима и Сунны) для того, чтобы подогнать их под собственные нужды, для таких людей не является чем‑то невиданным, они постоянно так поступают.

Мухаммад Йелькенджи Сунна. Нет религии без Посланника Аллаха ﷺ

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика