Иудаизм, христианство и ислам: пророческое наследие Ибрахима (а.с.), Исмаила (а.с.) и Исхака (а.с.)
Пророческое наследие Ибрахима (а.с.), Исмаила (а.с.) и Исхака (а.с.)
Повествование о пророках Ибрахиме (а.с.) (Аврааме), Исмаиле (а.с.) (Измаиле) и Исхаке (а.с.) (Исааке) служит важнейшим связующим звеном между тремя основными авраамическими религиями: иудаизмом, христианством и исламом.
Эти три пророка почитаются как ключевые «патриархи» трех монотеистических религиозных традиций, их истории переплетаются в священных писаниях – Коране и Ветхом Завете. Изучение их жизни проливает свет на сходства и различия, которые составляют основу этих вероисповеданий.
Ибрахим (а.с.), которого часто называют отцом единобожия, играет центральную роль во всех трех авраамических религиях. Именно поэтому все три религии объединяют под общим названием «авраамические» (от имени Авраам).
В иудаизме он считается ключевой фигурой в завете с Богом, тогда как христианство считает его символом веры и праведности. Ислам почитает Ибрахима (а.с.) как пророка и друга Аллаха (Халилуллах), подчеркивая его непоколебимую преданность и подчинение божественному.
Исмаил (а.с.), сын Ибрахима от второй жены Хаджар (Агарь), имеет особое значение в исламе. Так как первая жена Ибрахима (а.с.) Сара стала с ревностью относиться к Хаджар и ее младенцу-первенцу, по велению Аллаха, пророк Ибрахим (а.с.) поселил их в районе современной Мекки.
Каким испытаниям Аллах подверг пророка Ибрагима (а.с.)?
Мусульмане верят, что Кааба – это Дом Аллаха, построенный Ибрахимом (а.с.) и Исмаилом (а.с.), который подчеркивает жесткую веру в Одного Бога и связь авраамических религий.
Исмаил (а.с.) считается прародителем части арабского этноса – арабов-аднанитов. Это так называемые «араб аль-мустариба» («арабизированные арабы») северной части Аравийского полуострова, потомки Аднана, который в свою очередь был потомком пророка Исмаила (а.с.). Именно от него происходит род нашего любимого пророка Мухаммада ﷺ
Иудаизм и христианство, наоборот, как правило, больше сосредотачиваются на происхождении Исхака (а.с.), сводного брата Исмаила от Сары. Согласно исламу, Всевышний наделил его пророческой миссией с целью проповедовать среди народов Палестины и Сирии. И в иудаизме, и в христианстве Исхак (а.с.) является ключевой фигурой.
В иудаизме Исхак (а.с.) почитается за его роль в завете с Богом, а его потомки считаются избранным народом. Точно так же в христианстве Исхак (а.с.) является частью генеалогии пророка Исы (а.с.) (Иисуса Христа) укрепляя духовную родословную, соединяющую Ветхий и Новый Заветы.
Считается, что от его сына Йакуба (а.с.) (Иаков) произошли 12 коленн Исраила и большинство известных пророков, таких как Йусуф (а.с.), Муса (а.с.), Давуд (а.с.), Сулейман (а.с.), Иса (а.с.) и другие.
Несмотря на богословские различия, истории Ибрахима (а.с.), Исмаила (а.с.) и Исхака (а.с.) подчеркивают общие темы веры, жертвенности и послушания божественной воле. Готовность Ибрахима (а.с.) принести в жертву своего сына (согласно исламу это Исмаил (а.с.), а иудаизму и христианству – Исхак (а.с.)) олицетворяет послушание и доверие, необходимые в отношениях со Всевышним.
Пророки Ибрахим (а.с.), Исмаил (а.с.) и Исхак (а.с.) служат глубоким мостом между иудаизмом, христианством и исламом. В то время как каждая религия интерпретирует эти истории со своей теологической точки зрения, общее наследие раскрывает общие ценности и убеждения.
Признание взаимосвязи этих пророков способствует лучшему пониманию общих корней авраамических религий и способствует диалогу и уважению между последователями этих традиций.
Почему Всевышний Аллах подвергал пророков самым тяжелым испытаниям?
Мухсин Нурулла