Интернет-зависимость: причины, последствия и как преодолеть?
Российские мусульмане уже давно успешно освоили социальные сети – которые во многих случаях служат большим подспорьем для общения с единоверцами. Верующие, которые желают послушать лекцию об исламе, получить ответ ученого на какой-то вопрос о вероучении или соблюдении религии, новообращенные, которым нужна поддержка братьев и сестер, молодые люди, желающие найти спутника жизни – все устремляются для исполнения своих нужд и получения ответов именно в социальные сети.
В некоторых случаях социальные сети могут стать грозным оружием – экстремисты и провокаторы, заинтересованные в свержении власти в какой-то стране, уже неоднократно пользовались социальными сетями, чтобы организовать своих сторонников, - преимущественно молодежь, для организации митингов и беспорядков.
В частности, известно, что волна протестов против законной власти, которая прокатилась в 2011 году по ряду арабских стран - Египту, Ливии, Тунису, и привела в конечном итоге Сирию к затяжной гражданской войне – началась именно в социальных сетях. К протестам на Болотной площади в Москве зимой того же 2011 года людей призывали именно через соцсети.
Экстремисты из различных террористических групп часто вербуют новых членов через соцсети, поэтому молодым людям и девушкам следует быть особенно внимательными при общении с незнакомыми собеседниками.
В волне самоубийств, прошедшей в России весной 2017 года среди подростков, также винят социальные сети, именно там, в так называемых «группах смерти», молодым людям давали инструкции, как правильно покончить с собой.
Осторожно - зависимость от социальных сетей!
Как мы сказали выше, социальные сети имеют огромное количество плюсов и достоинств, но, как и многие другие вещи в жизни, они имеют и другую – негативную сторону.
Долгое пребывание в интернете опасно тем, что человек начинает подменять реальную жизнь виртуальной – такое провождение времени затягивает, недаром эти средства общения называют «сетями». Вместо того, чтобы пойти погулять или заняться спортом, человек может часами бесцельно бродить по сети, листать чужие профили и просматривать чужие фотографии.
Социальные сети – особенно у людей молодых и неискушенных в жизни – могут углубить чувство неуверенности в себе и зависти к чужой красивой жизни, ведь они не догадываются, что другие люди попросту лгут, выдавая желаемое за действительное! Красивая внешность смоделирована в «Фотошопе» - а то и вообще чужая, машина, рядом с которой сфотографирован этот «успешный» человек, принадлежит его соседу, а снимки достопримечательностей из какой-то поездки были присланы ему приятелем.
Также неуверенным в себе, закомплексованным людям, которые в обычной жизни с трудом сходятся с людьми, грозит опасность начать выдумывать себе какой-то образ, изображать себя кем-то иным, чем на самом деле – сильным, умным, богатым, красивым. Человек в обычной жизни боится лишний раз открыть рот из опасения быть высмеянным, но в соцсетях он наоборот, ведет себя дерзко, нахально – а то и попросту грубо и по-хамски, ведь никто его не найдет и не накажет.
Когда можно говорить о том, что у вас развивается зависимость от соцсетей:
• Если вы замечаете за собой, что, проснувшись, сразу хватаетесь за телефон/ планшет, где тут же начинаете просматривать ленту новостей в Фейсбуке или ВКонтакте, а вечером подолгу листаете странички в социальных сетях перед сном;
• Не можете расстаться с телефоном во время еды, прогулки, встречи с друзьями, учебы, работы и иных занятий;
• Переживаете и раздражаетесь, если вдруг в гостях/ поездке нет возможности подключиться к интернету, чтобы узнать последние новости;
• Каждый час обязательно должны обновить свой статус – добавив новую фотографию, «селфи», выложив какой-то текст, прокомментировав новости друзей;
• Переживаете, сколько «лайков» получила ваша фотография или сообщение – и особенно расстраиваетесь, если ваши «френды» набирают больше;
Чаще всего такая зависимость возникает у молодых людей и подростков, поскольку у них меньше жизненного опыта, им не нужно посвящать время работе, домашнему хозяйству, заботе о семье и детях. Личность подростков еще не сложилась, они очень зависимы от чужого мнения, им хочется, чтобы на них обратили внимание, заметили, похвалили.
В чем опасность социальных сетей с точки зрения ислама?
Наша религия призывает человека ответственно относиться к своему времяпровождению и не тратить время зря. Также человек должен внимательно следить за всем, что он делает – ведь даже если его не видят люди, его во всякий момент видит Всевышний.
Чем опасна вышеописанная зависимость от соцсетей с точки зрения религии:
1. Человек привыкает бесцельно тратить свое время, а ведь за все потраченное время ему придется дать отчет:
«В Судный День раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о своей жизни: как он её провёл; и о знании его: на что он его использовал; и о его имуществе: как он приобрёл его и на что потратил; и о теле его: как он его использовал». (Тирмизи)
2. Наблюдая чужую красивую жизнь, у многих возникает зависть – а это дурное чувство. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал верующих: «Остерегайтесь зависти, ибо зависть поедает благие дела [завистника] подобно тому, как огонь сжигает дрова» (Абу Дауд).
3. У человека возникает желание похвастаться своими достижениями – либо реальными, что грозит возникновением греха под названием рия, совершение деяний напоказ (фотографирование себя в красивой позе, хвастовство своими покупками, поездками, семьей), - либо вымышленными – что является ложью («Кто лжет, тот не из нас»).
4. Общение в социальных сетях часто ведет к спорам и ссорам, во время которых собеседники оскорбляют друг друга, говорят резкости, сквернословят, угрожают, либо говорят о ком-то дурно, злословят, сплетничают, а такое поведение также недостойно верующего: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» (Бухари, Муслим).
5. Социальные сети также вредны тем, что юноши и девушки втягиваются в бесцельное общение, флирт с противоположным полом – когда молодые люди общаются не с целью найти потенциального спутника жизни, а просто чтобы провести время, пококетничать.
6. Как мы написали выше, сторонники экстремистских организаций часто вербуют сторонников именно через социальные сети, эта опасность – попасть на их удочку – особенно угрожает новообращенным и мало знающим о своей религии людям, у которых нет достаточных знаний и опыта, чтобы вовремя распознать опасность.
То есть, социальные сети – куда многие мусульмане часто любят заглядывать, могут быть как большим подспорьем для изучения религии и общения с единоверцами, так и чрезвычайно вредным и опасным местом, так что пользоваться ими следует обдуманно и осознанно, тщательно дозируя время, которое вы там проводите, внимательно следя за выбором друзей и собеседников.
Как преодолеть виртуальную зависимость?
Если же вы уже чувствуете, что у вас развивается зависимость от социальных сетей, как ее можно преодолеть?
Психологи говорят, что для преодоления такой зависимости, следует посмотреть в корень проблемы: почему вообще вам больше нравится находиться в виртуальном, а не в реальном мире?
Как мы сказали выше, это свойственно людям замкнутым, неуверенным в себе, с заниженной самооценкой – которые часто боятся строить близкие отношения с людьми, боясь быть отвергнутым, непринятым. Виртуальное общение легче, оно не требует от человека душевных сил, работы над собой, можно обменяться парой пустых сообщений и закрыть контакт.
Но если вам нужна будет помощь, виртуальные друзья вряд ли придут помочь вам, как это могут сделать реальные друзья, виртуальное общение не может дать человеку такого тепла и участия, какое дает общение с родными и близкими людьми.
Если причина частого пребывания в интернете в том, что у вас много свободного времени, постарайтесь занять его чем-то полезным: придумайте себе интересное хобби, получайте знания по религии, займитесь спортом, помогите вашим близким в домашней работе – и вообще, обратите внимание на людей, которые живут рядом с вами, что их интересует, какие у них нужды и проблемы. Тогда ваша реальная жизнь – по милости Всевышнего, станет полной и насыщенной, и вам не понадобится заменять ее виртуальной иллюзией.
Кобулова Анна (Муслима)