Халиф, которого стыдились даже ангелы
Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) был во всех проявлениях образцовой личностью, но особенно отличало его обостренное чувство стыда .
Например, однажды в комнату, где сидел Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с Айшой, с его разрешения вошел благородный Абу Бакр. За ним вошли благородный ‘Умар и Са’д бин Малик (радыйаллаху анхум). Когда разрешение войти в комнату попросил благородный ‘Усман (радыйаллаху анху), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу выпрямился, приняв ровную осанку, а матери всех правоверных благочестивой Айше велел уйти. Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) вошел, побеседовал некоторое время и, попрощавшись, ушел.
Когда Айша (радыйаллаху анха) спросила Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), почему он не изменил своей позы, когда вошел ее отец и другие сахабы, и почему принял ровную осанку и даже велел ей уйти, когда пришел ‘Усман, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил так:
«Как же мне не испытывать чувства стыда перед человеком, которого стыдятся даже ангелы?! Клянусь Аллахом, ангелы стыдятся ‘Усмана так же, как они стыдятся Аллаха и Посланника Его. Если бы ты была рядом со мной в то время, пока он находился в комнате, то он не разговаривал и не поднимал бы головы до самого своего ухода».
Благородный ‘Усман, который стал символом стыдливости и благовоспитанности, желая направить людей на путь истины, говорил так:
«Защита глаз от запретного – какое же это прекрасное прикрытие, чтобы спастись от искушения!»
Как передает Анас, однажды он по пути к ‘Усману (радыйаллаху анхума), повстречал женщину. Ее красота поразила его. Охваченный мыслями о ней, он вошел к ‘Усману. ‘Усман (радыйаллаху анху), взглянув на него, сказал:
– Эй, Анас! Ты заходишь сюда, несмотря на то, что в твоих глазах следы прелюбодеяния.
Анас был поражен словами ‘Усмана (радыйаллаху анхума):
– Как, разве и после кончины Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжают приходить откровения?
‘Усман (радыйаллаху анху) ответил:
– Нет, это проницательность и правильное рассуждение.
Как прекрасно раскрывает следующий хадис-шариф ценность прекрасной нравственности и благовоспитанности этого благородного сахабы перед Господом:
«Как-то раз благородный ‘Али (радыйаллаху анху), принеся господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) воду для омовения, спросил у него:
«О Посланник Аллаха! Кто будет первым человеком, который будет призван к ответу в день Страшного суда?»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
«Я! Я смогу находиться перед Аллахом столько, сколько пожелаю. Затем я выйду со всеми прощеными грехами».
Когда последовал вопрос о том, кто будет следующим, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Следующим будет Абу Бакр. Он также будет находиться перед Аллахом столько, сколько захочет и выйдет с прощенными грехами».
Благородный ‘Али опять спросил: «Кто будет следующим?»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
«Затем будет ‘Умар бин Хаттаб. И он предстанет перед Аллахом и выйдет от Него с прощенными грехами».
Благородный Али продолжал спрашивать: «Кто будет следующим?»
Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
«Следующим будешь ты».
Благородный Али удивился: «А ‘Усман бин Аффан?»
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «’Усман обладает стыдливостью в такой высочайшей степени, что я попросил Господа не призывать его к ответу. И Господь принял мое ходатайство» (Мухаммад Ар-Рафии Аль-Казвини, Ат-Тадвин фи Ахбари Казвин, 1/114).
Islam-Today