Грех самоубийства
Суицид – один из величайших грехов. Всевышний Аллах запретил мусульманину совершать преступления не только против других людей, но и против самого себя. Он запретил человеку самоубийство и всё, что может привести человека к гибели.
Аллах в Коране сказал: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам». (4:29)
Посланник Аллаха (ﷺ), по этому поводу говорил: «Пусть не желает кто-либо из вас смерти себе! И пусть не молит Аллаха о смерти до ее прихода. Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь (несмотря на ее легкость или сложность) несет верующему лишь благо (ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодолении ее обернется для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни)». (Хадис передал Абу Хурайра, в сборниках Ахмада и Муслима).
Психологи подразделяют все самоубийства на два класса: истинные и демонстративные. Истинное – это, как правило, хорошо спланированное, обдуманное действие, цель которого любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т.д. Демонстративный является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих и совершается в состоянии аффекта.
Если человек потерял душевное равновесие и пришел к полному отчаянию, то в такой тяжелый для человека момент близкие и родственники должны принять меры: протянуть руку помощи, внушить ему, что в нем нуждаются. Но нередко переживания отчаявшегося человека мало кто воспринимает всерьез, до тех пор пока это не выльется в необратимые последствия.
Ислам категорически запрещает любые виды насилия над кем-либо, в том числе и над самим собой. В то же время Ислам нацелен на поддержку человека в трудные минуты жизни. Искренний верующий знает, что любая трагедия: будь то потеря близкого человека, тяжелое заболевание или крах в карьере – это всего лишь испытание, за которым последует избавление, либо в этой жизни, либо в последующей. Насколько искренне человек будет терпеть свою ношу, надеясь на милость и облегчение от Всевышнего, настолько счастливым и будет исход его терпения.
Создатель всего сущего даровал человеку жизнь, и только Он имеет право ее отнять. Всевышний в Коране сказал (смысл): «Не толкайте себя на гибель!» Сура «Аль-Бакара», аят 195.
Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил: «Кто бросится с горы и убьёт себя, тот будет также бросаться с высоты в аду; кто убьет себя ядом – будет вечно гореть в аду с ядом в руке; кто убьёт себя оружием – будет убивать себя этим же оружием в адском огне вечно» (Передается в сборнике «Сахих» Бухари, № 5442).
Согласно сказанному, самоубийство либо причинение вреда своему здоровью являются тягчайшими грехами перед Создателем. Хотя в приведенном выше хадисе и говорится, что самоубийца будет подвергаться пыткам (убийству) вечно, комментаторы хадисов считают, что Посланник Аллаха (ﷺ) имел в виду длительный период, а не вечность (т.к. ни один мусульманин не останется гореть в Аду навечно).
Что же касается захоронения самоубийцы, то по-мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада Аш-Шайбани (да будет доволен ими Аллах),то по самоубийце читается Джаназа-намаз, равно как и делается за него "дуа".
К числу самоубийц можно также отнести и террористов-смертников, с одним исключением – к греху самоубийства в этом случае добавляется грех убийства. Ведь эти люди уносят не только свою жизнь, но и жизни многих невинных людей. Кроме того, эти люди порождают своим поступком гнев и презрение по отношению к Исламу со стороны других.
Алсу Халиева