Главная драгоценность мусульман: путь сохранения Корана
Главная драгоценность: путь сохранения Корана
По поводу письма (Корана) было написано довольно много книг. Среди их авторов: Абу ‘Умар, ‘Усман ибн Са‘ид ад-Дани, последнему принадлежат две книги «аль-Мункати‘» и «аль-Мухкам фи ан-нукат»; Абу аль-‘Аббас аль-Маракиши, ему принадлежит авторство книги, названной «ад-Далиль фи марсум хат ат-танзиль»; Джалялюддин ас-Суюти, автор книги «Катб аль-акран фи катб аль-Кур’ан». Также вопросу написания он посвятил семьдесят шестую главу своей книги «аль-Иткан…».
«Главная драгоценность ценнейшего ожерелья, собранная лучшим поколением в качестве основы».
Это письмо представляет собой редкое богатство, а также то, что для человека должно быть наиболее приоритетным. Каждый, кто пожелает сохранить какое-либо знание, не сможет найти лучшего пути, чем записать его.
Ведь письмо представляет собой хранилище того, что ему доверили. Оно – клад, в котором не изменяется то, что хранится. Оно – стражник, который не умрет и не забудет. Оно – правдивый рассказчик, когда человек пытается что-то исказить.
Письмо является одним из величайших творений человечества, наивысшим благом социума. Оно представляет собой средство увековеченья добродетелей, способом передачи мудрости из поколения в поколение.
Именно оно доносит до людей поздних веков знания и предания людей ранних веков и исчезнувших народов. И как много наследия получили вторые от первых. После тетрадей оно также увековечено в камне. Пресвят наш Господь, обучивший людей пером.
Обучивший человека тому, что он не знал . Это удивительное чудо и почетнейшее ремесло. Каждый раз, когда ниспосылались аяты Корана, Пророк ﷺ обучал им своих сподвижников и приказывал записать их. Он не боялся, что забудет:
وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَى
«И Мы облегчим тебе путь к легкому» (Аль-А‘ля, 8).
Он это делал для того, чтобы указать своей умме на необходимость сохранения на письме того, что было ниспослано от Аллаха, точно также, как они сохраняли его в своих душах:
بَلْ هُوَ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ فِي صُدُورِ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ وَمَا يَجْحَدُ بِآيَاتِنَا إِلَّا الظَّالِمُونَ
«Но [это не так] – ясные аяты в сердцах тех, кому дано знание. Лишь злодеи отвергают Наши знамения» (Аль-Анкабут, 49).
Запись во времена Пророка ﷺ была сунной и дозволенным деянием, однако после него она превратилась в строго обязательное деяние (фард). Ведь именно она позволяла воплотить в жизнь обещание Аллаха:
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
«Поистине, Мы ниспослали [Куръан как] Наставление, и Мы, без сомнения, сохраним его [от искажений и изменений]» (Аль-Хиджр, 9).
И тот, на кого возложен аманат (ответственность), обязан предпринять все зависящее от него, чтобы его сохранить. Он должен прибегнуть к наиболее эффективным средствам, к самому надежному хранилищу. Поэтому саляфы записали для этой уммы Коран в свитках. Это было их первой обязанностью на пути сохранения Корана, и самым большим делом, которое они могли выполнить для достижения этой цели.
Это дало возможность уберечь его текст от козней тех, кто позднее пожелал бы внести искажения в его структуру или графику, делая это как преднамеренно, так и по ошибке. В итоге этого возникло бы разногласие, ведущее к заблуждению. Поэтому наши саляфы собрали Коран и записали его в свитках, которые разослали в самые отдаленные уголки, чтобы те, кто строят козни или допускают ошибки, могли обратиться к ним. В итоге чего становится ясной истина, и проявляется ложь всех, кто строит козни и заблуждается.
Таково толкование слов автора «собранная лучшим поколением в качестве основы». Лучшим поколением является поколение сподвижников, как об этом сказано в аяте суры «Аль-Джум‘а / Собрание»:
وَآخَرِينَ مِنْهُمْ لَمَّا يَلْحَقُوا بِهِمْ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«[Всевышний Аллах направил Посланника не только к арабам] А также к другим [народам], которые не застали их [будут жить позже]. И Он – Достойный, Мудрый» (Аль-Джум‘а, 3).
Очевидно, что они (поздние поколения) не смогли примкнуть к ним (саляфам), так как их разделяло время. Поэтому «примкнуть» здесь подразумевает в степени и награде.
«И все, что в нем, является распространенной сунной. Кто же добавляет что-либо по ошибке или искажает, тот не на верном пути».
Весь порядок сур, слов, букв, графика, все это установлено сунной еще во времена Пророка ﷺ. Поэтому порядок и написание свитков, подготовленных сподвижниками, подобен порядку и написанию во времена Пророка ﷺ.
И если кто-либо попытается что-либо внести в Коран, изменить его написание, порядок, то он будет на ложном пути. Это же касается Корана, когда мы его читаем, запоминаем, записываем. Умма читала, заучивала и записывала его до нас и передала в неизмененном, неискаженном виде.
Воспитание и обучение детей: мнения мусульманских ученых
Муса Бигиев «История Корана и свитков»