Если знать, как милосерден к человеку Создатель, то богобоязненность появится сама собой...
«Те, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и страшатся Его, — именно они обретут успех» (Коран, сура «Ан-Нур», аят 52; 24:52).
Мусульманин должен понимать, что все люди произошли от прародителей человечества Адама, мир ему, и Хавы, а истинное достоинство перед Аллахом — в богобоязненности. К сожалению, в современных реалиях мы наблюдаем стирание всяческих граней у людей. Трансформация нравственных и духовных ценностей приводит к абсолютному бесстрашию и чувству безнаказанности. О том, какую роль в сохранении нравственности играет богобоязненность, рассказал Тимергали хазрат Юлдашев на одном из вагазов в Галеевской мечети.
Если ранее мы вам рассказывали о том, что есть богобоязненность и какая награда полагается за это в обоих мирах, то в этот раз речь пойдет о том, как можно развить и усилить в себе это качество.
В первую очередь, нужно понимать, кого боишься. Тот, кто не знает Аллаха, или вообще не верит в Него, не будет бояться Его. Когда же придет осознание реальности последствий и вера в Его силу, тогда страх перед ним увеличится, а желание совершать грехи пропадет. К сожалению, детей принято пугать всем, чем угодно, любыми сказочными существами, чтобы добиться от них послушания. Но человек должен бояться Аллаха, бояться Его наказания, бояться потерять Его вознаграждение и быть неблагодарным Тому, Кто наделил его благами.
Если знать, как милосерден к человеку Создатель, какие многочисленные блага Аллах нам дарует в обоих мирах, то богобоязненность появится сама собой, как реакция на знания. Соответственно, для усиления богобоязненности необходимо знать силу Всевышнего (возможность и сила Его наказания), знание Аллаха и Его мудрости, даримое Им вознаграждение и Его блага.
Нужно понимать, что Всевышний все видит и слышит. Он сказал: «Мы сотворили уже человека и знаем, что нашептывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия» (50:16). «А кто боялся достоинства Господа своего и удерживал душу от страсти, то, поистине, Рай, это — прибежище» (79:40—41).
Во-вторых, усиление богобоязненности лежит через высокую и чистую любовь к Создателю. Коран говорит об этом: «А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха. И если бы увидели те, которые нечестивы, когда они увидят наказание, что сила принадлежит целиком Аллаху и что Аллах силен в наказании!» (2:165) «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий».
Отношения между человеком и его Создателем не должны быть формальными: отчитал намаз, подержал уразу, и все. Отнюдь. Аллах сказал: «И Мой раб будет приближаться ко Мне благодаря необязательным предписаниям, пока Я не возлюблю его, и если Я полюблю его, тогда стану его зрением, которым он видит, его слухом, которым он слышит, его рукой, которой он работает, его ногой, которой он ходит, если он попросит Меня, Я ему дам, а если он станет прибегать к Моему убежищу, Я дам ему его».
Известен хадис, в котором говорится: «Когда Аллах полюбит одного раба, он говорит Джабраилю (мир ему):
— О, Джабраил, Я полюбил Моего раба, люби его и ты!
И Джабраил (мир ему) начинает любить его.
— О, Джабраил, скажи Моим ангелам, чтобы они тоже любили его!
Джабраил (мир ему) сообщает ангелам о любви Аллаха к этому рабу, и они тоже начинают любить его. И Аллах низводит любовь и уважение к этому рабу среди людей».
Поклонение основывается на трех столпах: это любовь, страх и надежда. И именно опираясь на любовь, мы усиливаем нашу богобоязненность. Когда Аллах становится для нас таким значимым, тогда мы боимся потерять Его любовь, боимся потерять близость и покровительство Всевышнего.
Этих качеств недостаточно. Также крайне важно понимать, что шайтан и страсть – враги человека. Необходимо понимать, кто дает тебе совет – враг или друг. «О вы, которые уверовали, не следуйте по стопам шайтана! Кто следует по стопам шайтана, то ведь он приказывает гнусность и неодобряемое. И если бы не Щедрость Аллаха к вам и не Его Милость, ни один бы из вас никогда не очистился. Но Аллах очищает, кого пожелает; Аллах — Слышащий, Знающий!» (Коран, 24:21)
«Верующие — только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа».
Ильмира Гафиятуллина, Казань