Если васваса в сердце не заканчивается…
Аллах Всевышний говорит в Коране:
وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي صَدَقَنَا وَعْدَهُ
«Они (верующие, входя в Рай) скажут: «Хвала Аллаху, исполнившему обещание» (аз-Зумар, 74).
Как в мирской жизни, так и в ахирате, Аллах Всевышний привязал всякую вещь к определенным причинам. Дождь является причиной роста растений; интимная связь является причиной появления на свет детей, лето является причиной созревания плодов и фруктов.
Аллах Всевышний говорит в Коране:
وَتِلْكَ الْجَنَّةُ الَّتِي أُورِثْتُمُوهَا بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ
«Этот Рай дан вам в наследство за ваши (благие) поступки» (аз-Зухруф, 72).
أَمْ نَجْعَلُ الْمُتَّقِينَ كَالْفُجَّارِ
«Или Мы уравняем богобоязненных и грешников?» (Сад, 28).
Если не смотря на все эти ответы васваса в сердце не заканчивается, и шайтан продолжает нашептывать свои наущения, пытаясь обмануть нас, говоря: «Все действия и поступки предопределены, и у нас нет сил изменить предопределение Аллаха.
Если нам предопределено совершение благих деяний, то так оно и будет. Но если нам не предопределено этого, то совершение этого невозможно. Поэтому нет надобности много говорить. Так как мы вынуждены либо делать что-то, либо не делать».
То в этом случае ему необходимо ответить так: «Хоть Аллах Всевышний и является создателем абсолютно всего, в том числе и того, что совершают Его рабы, однако раб обладает частичной волей в том, что касается выполнения или невыполнения поклонения. Если раб захочет, то проявит покорность, а если захочет, будет непокорен.
Тот факт, что Аллах Всевышний изначально предопределил все действия своих рабов, и записал их в Хранимой скрижали, не означает, что рабы выполняют эти действия под принуждением.
Например, представим себе, что Зейду известно обо всех делах, которые в один из дней совершит Амр, и он (Зейд) записал все эти дела на бумаге.
Можно ли в этом случае сказать, что Амр совершает свои действия по принуждению Зейда? Или насколько правильным будет если Амр скажет Зейду: «Я сделал то, или иное дело потому что ты знал об этом и записал».
В данной ситуации Амр совершал свои действия по собственному выбору и желанию, а не потому что Зейд знал об этом и записал эти действия. Таким образом здесь нельзя говорить о каком-то принуждении.
Такой ответ станет тем опровержением, которое покончит с этой васвасой. Именно в этом и заключается смысл слов саляфов (праведных предшественников), которые говорили: «Не существует полного принуждения и полной свободы действий, а есть то, что находится между ними»...
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»