Если Аллах дарует пропитание всем, то почему мы должны работать?
«И пропитание каждого живого существа на земле Аллах взял на Себя. И Аллах знает место их пребывания и место хранения [от утробы матери до воскрешения из могилы]. Все это записано в ясной [Хранимой] Книге». (Худ, 6).
Всевышний Господь в этом аяте сообщает о том, что все живые существа, включая человека, получают свое пропитание от Него. Аллах является Создателем всего, что ползает, двигается, ходит по земле, плавает в воде и летает в небе. Он же является и дающим пропитание для них. Одно из прекрасных имен Аллаха − «Раззак» – означает дающий пропитание.
В других аятах Всевышний Аллах также напоминает о том, что Он наделяет уделом и пропитанием:
«Поистине, это Аллах – Дающий удел, Обладатель силы, Мощный» (Аз-Зарият, 58).
«И сколько живых существ не носит на себе свой удел! Аллах обеспечивает пропитанием их и вас. И Он – Слышащий, Знающий» (Аль-Анкабут, 60).
«О, люди! Помните о милости Аллаха к вам! Существует ли другой творец, кроме Аллаха, который наделял бы вас пропитанием с небес и из земли? Нет бога, кроме Него! Почему же вы [упорно] отрицаете [истину]?!» (Фатыр, 3).
Как мы видим из аятов, смысловой перевод которых был приведен выше, дающим пропитания является Всевышний Господь. Однако получение сотворенного Аллахом пропитания зависит от наших стараний. Ошибочным было бы думать, что мое пропитание все равно зависит от Аллаха, и поэтому мне вовсе нет нужды работать.
К сожалению, в обществе хоть изредка, но все-таки приходится иногда сталкиваться с таким отношением. Некоторые люди считают, что упование на Аллаха и старание ради пропитания противоречат друг другу. А между тем здесь нет никакого противоречия, наоборот, между этими двумя понятиями есть тонкое внутреннее соответствие. Оно состоит в том, что человек прилагает все свои усилия, чтобы добыть себе пропитание, а конечный результат оставляет на Аллаха, уповая на Него.
То, что наш Господь является дающим нам пропитание, вовсе не означает, что оно без всяких усилий с нашей стороны само собой упадет к нашим ногам. Совершенно наоборот: «Человек получит только то, к чему он стремился» (Ан-Наджм, 39).
Как показывает этот аят, наш труд, наши старания для обеспечения себя пропитанием также являются заветом нашего Господа. Среди всех живых существ только человек добывает себе пропитание, используя свой разум и волю. Остальные все живые существа ищут свое пропитание с помощью инстинктов, также дарованных им Аллахом. И наш Господь облегчает им пути добывания пищи.
Наша религия считает неправильным сидеть и ждать своего удела, не проявляя никакого усердия. Это ничто иное, как лень и безделье. Согласно исламу, правильным является приложить все свои старания, работать в поте лица, исполнять возложенные на тебя обязанности, а затем уповать на Аллаха и молиться о том, чтобы Он дал тебе больше благ и увеличил твой доход. Одновременно нужно обратить внимание на один важный момент: зарабатывая себе на пропитание или занимаясь торговлей и бизнесом, мы должны следить за тем, чтобы наши доходы были добыты халяльным путем. Недаром наш Господь по данному поводу повелевает следующее: «Так питайтесь дозволенным и хорошим [и чистым] из того, чем Аллах вас наделил. И будьте благодарны за [все] блага Аллаха, если вы поклоняетесь Ему».
«О, верующие! Ешьте только чистое из того, чем мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху [за то, что Он даровал вам такое большое количество дозволенных благ], если вы Ему поклоняетесь [твердо веря, что только Он один наделяет благами]».
Не будем забывать эти аяты и зарабатывать себе на пропитание халяльными путями и не будем скатываться на путь харама.
Автор: Islam Today