Еда, которую почтил сам Всевышний Аллах
Хлеб испокон веков считается у большинства народов Земли основой питания. Без многих продуктов мы можем обойтись, но без хлеба мы не представляем себе обеда или ужина. Врачи говорят, что признаком особенно тяжелого состояния больного человека является потеря им вкуса к хлебу – и, наоборот, появление интереса к хлебу считается признаком выздоровления.
По преданию, Иисус (мир ему) научил своих учеников ежедневной молитве ко Всевышнему, где отдельно содержалась просьба о даровании ежедневной пищи: «Хлеб наш насущный дай нам на каждый день». Это выражение – «хлеб насущный» стало во многих языках синонимом самой необходимой для человека пищи.
Огромное количество пословиц и поговорок сложено именно про хлеб: «Хлеб – всему голова», «Без хлеба нет и обеда», «Хлеб бросать — труд не уважать». Сложно встретить человека, который не испытывал бы уважения к хлебу. В народе говорится, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 разных профессий.
Хлеб был не просто едой, он играл большую роль в традиционном образе жизни. У многих народов существовали клятвы над хлебом, человек, вместе с которым вы поели хлеб от одного куска, становился особенно близким другом.
Происхождение хлеба
Что же говорят ученые-историки о происхождении хлеба? Почему он настолько ценится у самых разных народов?
Считается, что прадедушкой хлеба была сырая кашица из перетертых желудей или орехов – в ту эпоху, когда люди еще не умели выращивать зерно, а питались тем, что собирали в дикой природе. Затем – это было примерно 15 тысяч лет назад в Средней Азии, люди начали использовать в пищу злаки – примерно в то же время они научились выращивать их самостоятельно.
Однажды, в процессе приготовления такой кашицы из измельченных зерен кто-то случайно пролил ее на разогретые камни очага, где она испеклась и превратилась во вкусную лепешку. Так люди догадались, что из измельченного и смешанного с водой зерна можно печь пресный хлеб в виде лепешки.
Дрожжевой хлеб – по утверждениям археологов и историков, появился в Древнем Египте, где это также вышло случайно. Тесто для хлеба оставили без присмотра, оно скисло, но, когда его испекли, оказалось, что хлеб получился даже пышнее и вкуснее, чем лепешка из пресного теста.
К хлебу в древнем мире относились с большим почтением – считалось, что пища без хлеба неполноценная. К людям, занимающимся выпеканием хлеба, также относились с уважением. К примеру, в Древней Греции им было дозволено занимать самые высокие государственные посты. А по древним германским законам за убийство пекаря наказывали строже, чем за убийство человека другой профессии.
О почтительном отношении к хлебу в исламе
Как велит относиться к хлебу мусульманская религия, что говорил о хлебе сам Пророк (мир ему)?
Как мы знаем, первые мусульмане жили очень скромно, часто на их столе не было даже самой простой пищи. Поэтому они также относились к хлебу с большим уважением – как к любому дару Всевышнего, за который следует быть благодарным. В хадисах говорится об уважительном отношении к хлебу:
«Относитесь к хлебу почтительно, ведь Аллах его почтил. Кто почтит хлеб, того почтит Аллах» (Табарани).
В другой версии этого хадиса есть добавление:
«Ведь Аллах ниспослал в него (в хлеб) благодать (баракят) с неба и отдал ему (часть) благодати земли» (Баззар, ат-Табарани).
Передается, что Пророк (мир ему) всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями, поскольку в его время у арабов еще не было сита для отделения муки от отрубей.
От Абу Хазма передают: «Я спросил у Сахля ибн Са’да: «Ел ли Посланник Аллаха хлеб из очищенной муки?» Он ответил: «С того времени, как он был получил пророчество до самой своей смерти он не видел очищенной муки».
Я спросил: «А были ли у вас сита?». Он ответил: «С того времени, как он был послан пророком, до самой своей смерти он не видел сита». Я спросил: «Как же вы ели непросеянный ячмень?» Он поведал: «Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто» (Бухари).
Сообщается, что однажды (какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили поесть с ними проходившего мимо Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах), однако он отказался от еды, сказав: «Посланник Аллаха покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба».
Потребности первых мусульман были очень умеренными, - если мы считаем хлеб просто закуской или добавлением к какой-то основной еде, то для людей того времени хлеб сам по себе был полноценной едой – поскольку ничего другого у них могло просто не быть.
«Относитесь к хлебу с почтением. Почтительное отношение к хлебу заключается в том, чтобы не ожидать вдобавок к нему другую еду» (Мустадрак аль-Хакима).
От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: «Я видел, как Посланник Аллаха взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: "Это приправа к нему"» (Абу Давуд)
И уж, конечно, для самого Пророка (мир ему) и его сподвижников было немыслимо выбросить хлеб, если он стал несвежим, бросить хлеб на пол, оставить недоеденным кусок хлеба – как, к сожалению, многие люди поступают в наши дни.
Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказала: «Вошел ко мне Пророк (мир ему) и увидел брошенный кусок (хлеба). Он поднял его, вытер, затем съел и сказал: «Аиша, относись почтительно к благам, дарованным Аллахом. Если они покидали народ, то никогда не возвращались к нему обратно» (Ибн Маджа).
Мы привыкли к изобилию и разнообразию пищи на нашем столе, поэтому перестали ценить такую простую вещь как обычный кусок хлеба. Но надо помнить, что где-то на Земле люди до сих пор считают даже черствый хлеб большим лакомством, поскольку ничего другого у них нет.
У многих мусульманских народов была традиция целовать упавший на пол хлеб, поскольку, как мы видим, Пророк (мир ему) строго предостерегал людей от пренебрежения к хлебу, говоря, что иначе у них не будет бараката (благословения) в доме.
Некоторые мусульмане до сих пор не забывают о необходимости уважительного отношения к хлебу. Во время футбольного матча, где принимал участие турецкий футболист Месут Озил, какой-то болельщик бросил на поле кусок хлеба. Футболист поднял его с газона, поцеловал и затем отложил в сторону (Месут Озил показал отношение истинного мусульманина к хлебу (Видео)).
Кто-то записал на видео этот эпизод, и миллионы болельщиков выразили восхищение этим поступком игрока – что он, несмотря на свое богатство, продолжает уважительно относиться к еде, показывая уважение к дарам Всевышнего. Если человек уважает хлеб и другую пищу, которую ему дарует Создатель, когда он живет в бедности, то ему непременно будет дарован достаток.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте: