Джахилия сегодня: знаете ли вы все её качества?
Периодом джахилии принято считать религиозную и социальную жизнь арабов до прихода религии ислам. В этот период вместо единобожия господствовало многобожие, а вместо справедливости – нечестивость и зло. Превосходство в те времена было лишь у тех, кто принадлежал к более сильному и многочисленному роду.
Концом периода джахилии считается начало ниспослания откровения пророку Мухаммаду (с.а.с.).
Божий Посланник (с.а.с.) своими наставлениями и личным примером влиял на людей. Он созидал новое, праведное общество, жившее по законам Всевышнего Аллаха. Отныне превосходство принадлежало лишь тем, кто больше всех страшится Всевышнего Аллаха и лучше выполняет Его повеления.
Однако даже среди сподвижников Пророк (с.а.с.) подмечал «качества джахилии» и открыто говорил им об этом. Что это за качества, и что о них говорится в пророческих хадисах?
Асабия
Пророк (с.а.с.) в достоверном хадисе изрек: «Не из нас тот, кто призывает к асабие, не из нас тот, кто сражается ради асабии, и не из нас тот, кто умирает ради асабии. Тот же, кто умирает ради асабии, умирает смертью джахилии» (Абу Дауд).
Под асабией здесь подразумевается чрезмерная любовь и приверженность своему племени, роду и нации. Имеется ввиду любовь, которая ведет к ослушанию Аллаха.
Среди тех, кто сражался в одном ряду вместе с Пророком (с.а.с.), были такие люди, которые сражались не ради защиты ислама и мусульман, а ради славы своего племени и рода. Эти люди умирали смертью джахилии, как рассказал Посланник (с.а.с.).
Унижение и оскорбление людей
Однажды знаменитый сподвижник Абу Зарр аль-Гифари (р.а.) в гневе назвал Биляля (р.а.) сыном черной женщины. Биляль пожаловался на это Пророку (с.а.с.), который разгневался на Абу Зарра и сказал ему: «Как ты смеешь попрекать его матерью! Поистине, в тебе еще живо невежество джахилии! У сына белой женщины нет никакого превосходства над сыном черной женщины!».
Сподвижники отличались праведностью, которая вела их к исправлению ошибок. Абу Зарр, поняв, что совершил большую ошибку, отправился к Билялю, опустил свою голову перед Билялем на землю и сказал: «Брат, наступи на мое лицо!»
Причитание по покойникам
Пророк (с.а.с.) сказал:
«Четыре вещи из дел джахилийи остались в моей общине: гордость своим происхождением, оскорбление чужого рода, связывание дождя со звездами и причитание по покойникам» (Муслим).
В исламе не запрещено оплакивать покойников, ведь есть хадисы, в которых сообщается, как Пророк (с.а.с.) плакал по причине смерти некоторых своих близких. Запрещена лишь чрезмерность в этом.
Однажды божий Посланник (с.а.с.) проходил мимо могилы некой иудейки, над которой громко плакали ее родные. Увидев это, он сказал: «Они плачут над ней, а она из-за этого испытывает мучения в могиле».
В другой раз Пророк (с.а.с.) сказал: «Нет сомнений в том, что покойный подвергается мучениям из-за (истеричного) плача его родных над ним» (аль-Бухари).
Islam-today