Дозволено ли чтение Корана за плату?
Нужно знать, что чтение Корана, совершение хатма и слушание того, кто его читает, является религиозным поклонением. В таких делах не стоит брать или давать какую-либо плату. Это является главным принципом поклонения. Однако должности, которые не являются обязательным для каждого мусульманина, такие как имам, муэдзин, проповедник и человек, обучающий Корану не входят в это правило. Традиция оплачивать такие должности возникла из-за того, что людей, готовых делать это безвозмездно осталось очень мало.
Чтение же Корана за какую-либо плату многие знатоки фикха считали запретным. Автор книги «Шарху’ль-Хидая» – Таджушшария сказал: «От чтения Корана за какую-либо плату не будет награды ни мертвому, ни читающему». Также в своей работе под названием «Аль-Биная фи шархи’ль-хидая» он пишет: «Кто берет или дает плату за чтение Корана, тот является грешником».
Как передает Абдуррахман ибн Шибль (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Читайте Коран, но не берите за это плату… Бурайда (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Кто будет читать Коран и возьмет за это какую-либо плату, тот предстанет перед Аллахом без лица».
Одновременно с этим, некоторые знатоки фикха считали разрешенным чтение Корана за какую-либо плату. Они так считали исходя из хадиса, переданного от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!): «Самой дозволенной обязанностью, за которую вы можете получить плату, является плата за чтение Корана». К примеру, знаток ханафитского фикха – Фахруддин Кадыхан, дал следующую фетву: «С давнего времени хафизам выделялись деньги из казны, народ проявлял большую заинтересованность к Священному Корану. Потом же государство потеряло интерес к этой теме, и заинтересованность народа спала. Из-за страха, что Коран может ослабнуть, если не будет открыт путь к чтению Корана или его обучению за какую-либо плату, люди считали разрешенным брать за это вознаграждение. В работе «Аль-Фатава’ль-Хиндия» сказано: «Фетва, о разрешении чтения Корана за плату, является автономной». Муфтий Дамаска – Махмуд Хамза, так же считал разрешенным чтение Корана за какую-либо плату, и написал работу на эту тему под названием «Рафу’ль-гышава ан джавази ахзи’ль-уджрати аля’т-тилава».
Итак, Священный Коран должен читаться и слушаться с целью поклонения. Не нужно делать это за деньги. Человек, читающий и обучающий Корану, на первом месте должен рассчитывать на милость и вознаграждение от Аллаха. С этой точки зрения, читающий человек, не должен думать о плате, а тот, кто заказывает чтение Корана, не должен скупиться на подарок читающему человеку. Аллах знает правду лучше всех.