Дозволено ли целовать покойника перед его погребением?
Людей, потерявших своих близких и родных, интересует, можно ли после всех подготовительных к похоронам процедур (омовение тела, оборачивания его в саван), открыть лицо покойника и даже поцеловать его? Также многие задаются вопросом о дозволенности омовения умершего мужа женой или умершей жены мужем.
Смерть – завершение земной жизни и начало загробной (ахират). Она не является полной кончиной человека, но лишь переселением его из одного мира в другой. Душа, отделяется от тела – инструмента, присущего только для этого мира, которое остаётся в нём, превращаясь в прах. А сама душа продолжает свою жизнь в предопределённом Всевышнем состоянии:
«Впереди у них – барзах (преграда для возвращения обратно в мирскую жизнь; загробный мир), в котором они пребудут до дня, когда они будут воскрешены!» (Аль-Муминун, 100).
В исламе термин «джаназа» означает тело умершего верующего, которое рекомендуется (мустахаб) подготовить к погребению в самые короткие сроки, согласно религиозным канонам и похоронить, прочитав над ним заупокойную молитву – джаназа-намаз.
Но после того, как покойник будет омыт и завёрнут в саван, до прочтения над ним джаназа-намаз, дозволяется близким и родным посмотреть на него и поцеловать в последний раз. Это основывается на практике самого Посланника Аллаха ﷺ, когда он хоронил сподвижника Османа бин Мазуна (р.а.) и сына Ибрахима (Абу Дауд, «Джанаиз», 36).
Так поступали и его благородные сподвижники: «Когда Пророк ﷺ покинул этот мир, Абу Бакр ас-Сыддык (р.а.) открыл его лицо, обнял и, сказав: «Ваша смерть столь же прекрасна, как и ваша жизнь, о, Расулюллах!» – с уважением поцеловал его между двух бровей, после чего заплакал» (Абу Дауд, «Джанаиз», 3163).
Читайте: Для кого уготованы мучения в могиле?
Разумеется, сложно сдерживать свои чувства, когда смерть разлучает с любимыми. Но верующие всегда соблюдают границы и не проявляют чрезмерности в этом, говоря: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун» – «Поистине, мы все принадлежим Аллаху и, поистине, все возвращаемся к Нему».
Что же касается покойников женского пола, то дозволено взглянуть на их лица людям из числа махрам, однако, не следует этого делать без особой необходимости тем, кто не относится к их числу. Это считается макрух – нежелательным. И нет проблем, если женщины взглянут на лицо покойного мужчины (Касани, Бадаи ас-Санаи, I, 304-305).
Несмотря на такое положение, всё же существует разница в этом вопросе относительно супругов. В книгах по фикху ханафитского мазхаба сказано, что женщина может лично омыть тело своего покойного супруга, поскольку после его смерти, она остаётся в состоянии идды (выжидательном периоде) 4 месяца и 10 дней, в течении которого ей не дозволено выходить замуж.
То есть, оставшаяся вдовой женщина, в этот период не считается полностью свободной от обязанностей перед супругом, поэтому не считается ему чужой. Например, по завещанию сподвижников Пророка ﷺ Абу Бакра ас-Сыддыка и Абу Мусы аль-Ашари, их жёны сами омывали тела своих мужей.
Но мужчина не может омыть тело своей покойной супруги, так как для него нет выжидательного срока и после её смерти, он подобен давшему ей развод и прекративший, тем самым, брачные отношения.
Согласно же остальным трём мазхабам, муж и жена беспрепятственно могут омывать тела друг друга, в случае смерти одного из них.
Бывает, что после захоронения покойника, выясняется, что его забыли уложить лицом в сторону киблы и встаёт вопрос, нужно ли выкопать могилу и заново правильно похоронить умершего.
Укладывание покойного на правый бок лицом к кибле считается сунной, а не фардом. Поэтому, если имело место быть такое упущение, то ничего делать не требуется, ибо вскрытие могил без особых на то обстоятельств, не дозволяется.
Автор: Айна Замаева