Дозволено всё, что не запрещено: 9 правил харама и халяля в науке усуль аль-фикх
Основы фикха (усуль аль-фикх) – наука, изучающая доводы исламского права, а также методы их использования. Эта наука помогает людям понимать религию в целом, поэтому имам аль-Газали (да помилует его Аллах) говорил, что перед изучением фикха необходимо изучать усуль аль-фикх.
Одной из главных тем, что изучает усуль аль-фикх, является тема «халяля и харама» (дозволенного и запрещенного в исламе). Ученые фикха тщательно изучают различные вопросы, связанные с запретами Всевышнего. Всего они выделяют 9 правил относительно Его запретов.
1. Дозволено все, что не запрещено
«Основа во всём – дозволенность» - согласно этому правилу, без довода нельзя говорить о запрете чего-либо. Данное правило было выведено учеными фикха, которые опирались на следующие коранические аяты: «Он - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (аль-Бакара, 29),
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих» (аль-Джасия, 13).
В одном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!» (ад-Даракутни)
Из этих аятов и хадисов мы можем понять, что все блага этого мира были созданы для людей. Запреты больше являются исключением из правила, ведь всё в основе разрешено.
2. Только Аллах дозволяет и запрещает
Ни у кого из созданий нет права запрещать или дозволять что-либо. Даже пророки лишь передавали веления Господа, а сами они без позволения Аллаха не могли ничего запрещать или дозволять.
Великий сподвижник, Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) был христианином до того, как принял ислам. Однажды Пророк прочел при нем аят:
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме Которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (ат-Тауба, 31).
Ади возразил: «Посланник Аллаха! Но ведь христиане не поклоняются им». Пророк (мир ему) ответил: «Разве они не считают дозволенным то, что дозволяют их (священники), и не считают запретным то, что они запрещают? Это и является их поклонением» (ат-Тирмизи).
3. У людей нет нужды в том, что запретил Всевышний
Ислам не запретил то, в чём нуждаются люди. Если есть запрет на что-либо, то это либо несёт в себе абсолютный вред, либо вреда в нём больше, чем пользы. В алкоголе, например, есть и польза, и вред, однако вреда в нем намного больше.
Власть полноценно принадлежит Аллаху, Который поступает так, как считает нужным, и никто не способен отменить Его решения. Если бы Он пожелал, то запретил бы для нас некоторые дозволенные вещи. Однако Он из Своей милости, запретив определённые вещи, дозволил все остальное. Аллах запретил шёлк для мужчин, но разрешил для них другие ткани. Он запретил свинью и мясо некоторых других животных, но разрешил огромное количество других продуктов.
Продолжение следует…
Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», Хайретдин Караман