Действия, которые запрещено совершать при посещении могилы Пророка (ﷺ)
Ибн Хаджар (рахимухуллах) в своем «Аль-Джавхаруль-Муназзам» пишет следующее: «Совершать тавваф вокруг могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считается запретным действием». Навави (рахимухуллах) согласился с ним, отметив, что данное действие является таким же харамом, то есть запретным, как и совершение намаза, направившись на могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Имам Халими (рахимухуллах) и другие ученые считали макрухом, то есть не одобряемым, прислонятся животом и грудью к могиле Пророка (с.г.в.). По сути своей это больше запретное действие, однако, человек может совершить подобное для табаррука (бараката) или же по незнанию правил поведения. Поэтому оно осталось в разряде неодобряемого, а не запретного. Достаточно лишь приблизиться к стенке, которой огорожена могила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Шубки передает от Абу Аюбиль Ансари одну историю, когда он обнял могилу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и это увидел Марван, который рассержено спросил:
- Знаешь ли ты, что делаешь?
- Да, - ответил Абу Аюбиль Ансари, после чего продолжил, - Я пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а не к камню или кирпичам.
Как видим из данного примера, действию Абу Аюбиль Ансари было обоснование, где он совершил это не ради поклонения камню, а проявил любовь и уважение к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), который жив.
Есть люди, которые от своей любви и трепетного отношения к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), прийдя на его могилу, могут увидеть его лицо. Пусть Всевышний, по милости своей, определит нас в число совершающих благо и питающих трепетную любовь к Нему.
Выше мы приводили в пример рассказ о Биляле, который увидев во сне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся обратно в Медину. Припав к могиле Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) он рыдал и обтирал ее пылью свое лицо. Что тоже было проявлением его любви и уважения к Нему.
Как упоминает Хатиб ибн Джамаль, люди делятся на разные категории, кто-то из них, еще при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) едва увидев его, не могли совладать со своим нафсом, тут же кидались к нему. А некоторые выжидали, оставшись чуть позади.
Самхуди в книге «Хулясатуль вафа» написал следующие строки: «однажды я спросил у отца, может ли человек также как, например, дотрагивается до минбара Пророка (с.г.в.) или целует его, с целью получения довольства, совершить подобные действия по отношению к могиле Посланника Аллаха (с.г.в.). На что он мне ответил: «Бесспорно». Этому можно найти подтверждение и в книге Ахмад ибн Ханбаля «Китабуль-иляль вас-суалят!
Совершать намаз, обратившись к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считается запретным действием, то есть харамом. Однако, этот запрет касается не только могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а имеет общий характер, где запрещено совершать поклонение направляясь в сторону любой из могил, а не кыйблы.
От Абу Сайфа Наблюси и Мухиббин Табари было передано о «Дозволенности целовать могилы праведников». Исмаиль Йамани поведал следующее: «Ибн Мукар во время посещения могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) впадал в безмолвие или же прислонялся к могиле щекой. Когда кто-то возмущался по этому поводу, он говорил:
- Я прошу у Всевышнего Аллаха исцеления могилой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
В книге Абдуль-Гани Наблуси «Джамуль-асрар фи маниль-ашрар анит-та’ни фис-суфийятил-ахяр» приводятся фетвы знаменитых ученых из всех четырех мазхабов.
Юсуф Набхани "Ответ ваххабитам от Шавахидуль Хак"