• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Далекий от гордыни и раздоров: как научиться этому?

Время чтения: 3 мин
2001

От каждого можно ожидать только того, чего он способен отдать. Люди похожи на золотую или серебряную руду, о чем говорил наш Пророк ﷺ.

Иначе говоря, слова, дела и моральные качества некоторых людей схожи с металлом и различаются между собой, как различаются золото и серебро.

Есть люди, достойные со всех точек зрения. Но также есть некоторые, которых невозможно слушать, даже когда они скажут всего два-три слова.

В «Шарх-и Месабихе» сказано следующее: Здесь имеется указание на то, что по своей природе люди от рождения обладают хорошим нравом. Разумные люди умеют извлекать из руды драгоценный металл.

Кто воспитает свой нафс, тот сумеет извлечь из него скрытые задатки. Иначе говоря, человек должен учиться у алимов наукам, а у борцов учиться искусству борьбы.

Никогда нельзя голословно обвинять людей в заблуждениях, нельзя думать о людях плохо. Не надо стараться угадать, что творится у человека в душе, надо судить о нем по его словам и поступкам.

Внутренний мир человека надо оставить воле Аллаха. Не нужно ссориться с людьми, обретая врагов. Когда видишь в них что-то хорошее, надо быть благодарными Аллаху, приведшему их к этому благу. Также надо искать защиты у Аллаха от того, чтобы не оказаться в их руках.

Это интересно: 5 исключительных случаев, когда Ислам разрешает сплетни

Если про тебя распространяют дурные слухи, то не стоит мстить за это. Не нужно сталкиваться с людьми из-за пустяков, а оставлять всё на волю Аллаха. Если же станешь им отвечать, то навредишь себе и потратишь свою жизнь на пустяки.

Не нужно хвастаться перед людьми своими деньгами, верой и знаниями. Такие поступки свойственны невеждам. Когда увидишь с их стороны обман и незаконные действия, надо просить у Аллаха прощения за них.

Надо быть ближе к бедным, слабым и нуждающимся. Такой человек будет далек от гордыни и раздоров. С точки зрения саваба это будет приравнено борьбе за веру (Дайлями «Фирдаус», 2/124).

К терпящим нужду надо относиться с любовью. Любить их – значит обрести ключи от Рая (Захаби «Мизан», 1/90). Надо уважать пожилых людей, ибо оказанное им почтение того же рода, что и почтение ко Всевышнему (Абу Давуд, № 4843).

Не надо копаться в чужих делах, желая узнать то, что они сами стараются скрывать. Не стоит ждать от Аллаха какой-то пользы или вреда. Поскольку люди похожи на зубья одного гребня, когда дело касается нужды в Аллахе или же вреда или пользы от них самих (Кудаи «Шихаб», 195; Ибн Адий «Камил», 4/225).

Это интересно: "Правильное" отношение к людям

Весь вред и вся польза от Аллаха. От Его воли зависит, будет ли польза или же вред. Надо знать, что у людей разный образ жизни, и они обладают разным пониманием относительно веры и мирских дел. Наш Пророк ﷺ говорил:

«Есть две привычки, при наличии которых Аллах запишет человека в числе благодарных и терпеливых. У кого нет таких свойств, того Аллах не запишет как благодарного и терпеливого. В вопросах религиозной жизни брать пример с тех, кто лучше тебя, и стараться быть похожим на них. В мирских же делах смотреть на тех, кто ниже тебя, и восхвалять Аллаха за дарованное тебе» (Диневери «Меджалиса», 2175).

В другом хадисе сказано: «Пока люди различаются, всё у них будет благополучно. Если они станут одинаковыми, то погибнут» (Бейхаки, «Шуабуʼль Иман», 6/506, хадис № 9084).

Различия между людьми надо считать благом. Кто-то ученый, а кто-то невежда. Кто-то богат, кто-то беден. Кто-то султан, а кто-то визирь. Кто-то мастер, а кто-то нет. Так устроен мир. Если было бы иначе, устройство мира было бы нарушено.

Из книги «Исламский путь»

Фото: elements.envato.com

Социальные комментарии Cackle