Что важнее: работа или поклонение?
«Усуль фикх» (основы исламской юриспруденции) – наука, систематизирующая права и обязанности в Исламе. Насколько важна роль труда в священных текстах? Как связан труд с сюжетами о пророках, народах и царях?
Первым, кто стал искать себе пропитание трудом был прародитель человечества Адам (мир ему). Известный муфассир Муджахид говорит, что он зарабатывал себе на хлеб до смерти. После него был Ной (Нух) (мир ему) – он работал плотником. Следующий пророк – Идрис (мир ему) – был портным. Пророк Ибрагим (мир ему) был торговцем тканями. Его дети Исмаил и Исхак (мир им) воспитывались на полученные от его деятельности деньги.
Известна история Дауда (мир ему). Тот решил узнать, как зарабатываются деньги и пошёл странствовать. Ему встретился ангел Джабраил.
Дауд (мир ему) его спросил: – Как ты меня узнал?
– У тебя нет выручки (хаслят), – ответил тот.
– Что это значит? – спросил Дауд (мир ему)
– Ты питаешься из казны. Однако лучший из людей – тот, кто сам себя обеспечивает. Дауд вернулся домой и заплакал. Он попросил Аллаха даровать ему какую-нибудь специальность. Аллах научил его делать кольчуги:
"Мы научили его (Дауда) изготовлять для вас кольчуги, чтобы они предохраняли вас от причиняемого вами вреда". (21:80)
Сулейман (мир ему) изготавливал корзины из пальм. Закария (мир ему) был плотником. Наконец, Пророк Мухаммад (мир ему) говорил о занятии скотоводством у ‘Укбы б. Абу Му’ита в юности. Итак, занятия очень многих посланников известны.
«Касб» сам по себе не является обязательным. Однако обеспечение семьи является обязательным. Поиск пропитания является основой существования, сутью мира. В отказе от этого таится отказ от жизни, война против мира. Все, кто говорит об отделении «касба» от религиозной обязательности, противоречат Пророку (мир ему), который говорил, что поиск пропитания настолько же обязателен, как и поиск знаний. В случае необходимости добровольный «касб» становится обязательным. Однако надо обозначить цель – труд важен не для радости и накопления:
"Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей". (57:20)
Некоторые учёные говорят, что поклонение важнее, а некоторые, что работа. Однако, польза от деятельности обширнее – если от поклонения добро получает лишь работающий, то от участия в общественной и экономической жизни в плюсе остаётся всё общество. Деятельность, которая приносит пользу обществу, М. Тюнтяри называет «переходным, направленным на другого человека, поклонением» (‘ибадат мута’адия), в отличие от «обоязательного поклонения» (‘ибадат лязима). Пророк (мир ему) тоже говорил, что лучше то, что приносит больше пользы.
Однако, когда основные потребности удовлетворены, то поклонение и поиск пропитания меняются местами – поклонение становится важнее. Это подводит нас к важной проблеме, о которой спорили факихи: чьи качества выше – богатого или бедного? Ханафитский мазхаб говорит о предпочтении бедного – то, на что человек не рассчитывает для себя, лучше, нежели то, что он планирует, предполагает. Если же выбирать между нуждой и достатком, то благо выше, чем страдание...
Islam-today