Что такое таваккуль, или полагайтесь на Аллаха, если вы искренне верующие
Фото: Dean Drobot/ shutterstock.com
Зависимость от кого-то или чего-то, кроме Аллаха Всевышнего. Это является сороковым бедствием сердца. Это означает привязанность к чему-то, помимо Аллаха Всевышнего, в том, что касается поддержания благополучия и здоровья.
Противоположностью этого является таваккуль, то есть упование на Аллаха Всевышнего во всем, что касается обеспечения и поддержания благополучия и здоровья.
В соответствии с одним из риваятов, таваккуль — это вверение результатов всех дел Аллаху Всевышнему, и доверие Его покровительству.
В другом риваяте говорится о том, что таваккуль — это отказ от усилий в том, на что у человека не хватает собственных сил.
Тогда как усердие в использовании причин для достижения результата, не противоречит таваккулю. Аллах Всевышний говорит в Коране:
فَابْتَغُوا عِندَ اللَّهِ الرِّزْقَ
«Ищите же пропитание у Аллаха» (аль-Анкабут, 17).
وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ
«Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно» (ат-Таляк, 3).
Фото: Drazen Zigic/ shutterstock.com
أَلَيْسَ اللَّهُ بِكَافٍ عَبْدَهُ
«Разве Аллаха недостаточно для Его раба?» (аз-Зумар, 36).
وَعَلَى اللّهِ فَتَوَكَّلُواْ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Полагайтесь на Аллаха, если вы (искренне) верующие» (аль-Маида, 23).
В хадисе, переданном от Мугиры ибн Шубы (радыйаллаху анху) говорится: «Тот, кто брибегает к заклинаниям (при лечении) и делает прижигания, тот далек от упования» (Ахмад ибн Ханбад, аль-Муснад, 4/252; Таберани, Муджамуль-Кябир, 20/380 (№ 890).
В хадисе, переданном от Умара (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
لَوْ أَنَّكُمْ تَتَوَكَّلُونَ عَلَي اللَّهِ تَعَالَى حَقَّ تَوَكُّلِهِ لَرَزَقَكُمْ كَمَا يَرْزُقُ الطَّيْرَ تَغْدُو خِمَاصًا وَ تَرُوحُ بِطَانًا
«Если бы вы должным образом уповали на Аллаха Всевышнего, то Он наделил бы вас уделом также, как птиц, которые утром вылетают из гнезд голодными, а вечером возвращаются сытыми» (Тирмизи, Зюхд, 33; Ибн Маджа, Зюхд, 14).
В этом хадисе посланник Аллаха ﷺ на высшее проявление истинного упования, при котором человек просит пропитания, которого бы ему хватило только на один день, не оставляя ничего на завтра и не накапливая.
В данном случае накапливание толкуется как накапливание человеком лично для самого себя, а не для своей семьи. Так как некоторыми риваятами подтверждается, что посланник Аллаха ﷺ делал годовой запас продуктов питания для своей семьи.
Таваккуль (опора и упование на Всевышнего)
Фото: WorldStockStudio/ shutterstock.com
В риваяте, переданном от Абу Дарда (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِنَّ الرِّزْقَ لَيْطْلُبُ الْعَبْدَ كَمَا يَطلُبُهُ أَجَلُهُ
«Так же как раба ищет его смерть, точно так же и его удел ищет его» (Хайсами, Маджмауз-Заваид, 4/125 (№ 6295); Ибн Хиббан, Сахих, 3238).
Ибн Умар (радыйаллаху анху) рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ увидел бесхозный финик, упавший на землю. Он поднял его и отдал человеку, просившему подаяние, сказав: «Если бы ты не пришел к нему, то он пришел бы к тебе» (Хайсами, Маджмауз-Заваид, 4/124 (№ 6290); Ибн Хиббан, Сахих, 3240).
Анас (радыйаллаху анху) рассказывал: «Однажды один человек спросил у посланника Аллаха ﷺ: «Что мне делать? Сначала привязать верблюда, а потом уповать, или же оставить верблюда не привязанным и уповать?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил ему:
أَعْقِلْهَا وَ تَوَكَّلْ
«Привяжи его и уповай» (Тирмизи, Сыфатуль-Кыйама, 60).
Первые два хадиса толковались как вера в предопределение, а последний хадис трактовался как привязка к причинам. Таким образом между этими хадисами нет никаких противоречий.
Таким образом, стало совершенно ясно, что ухватываться за внешние причины, для достижения результата, не противоречит таваккулю (упованию). Поэтому работать и зарабатывать, чтобы не умереть от голода, является фардом, даже если этим делом является попрошайничество. Точно так же было приказано носить с собой оружие, для защиты от врага.
Тайм-менеджмент по-мусульмански: организуем свой день вокруг фард намазов
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»