Что такое "таква" и как ее достичь?
Таква - если перевести с арабского языка означает "богобоязненность", а муттаки — человек, превративший это в философию своей жизни. Эмоции, мысли и поступки этого человека скорректированы соответствующим образом. Целью таквы является избегать противоположных крайностей и жить внутри рамок, установленных Посланником Аллаха (мир ему).
Мусульманин, как и в других своих делах, в богобоязненности не должен переходить черту. Делать что-то вне норм и правил, установленных Пророком (мир ему); дополнять усложненными элементами и пытаться реализовать их на практике - не что иное, как превышение границ дозволенного.
Из этого следует, что люди, кроме пяти обязательных намазов, не должны принуждать себя к дополнительным молениям.... не должны принуждать, а прежде всего должны осмыслить и сконцентрироваться на их важности.
Например, необходимо понимать, что тахаджуд является важным элементом поклонения Творцу. Он помогает человеку чувствовать свою близость с Богом, для этого следует в темноте ночи, когда абсолютно никого нет, обращаться ко Всевышнему - Создателю всего земного и небесного. В плане дуа тоже нужно осознавать ее важность, в качестве нашей благодарности, ведь несмотря на то, что мы не заслужили, Всевышний одарил нас огромным количеством благ.
На самом деле, нескончаемость божественной милости и благодати требует от нас проявления соответствующей благодарности в различных формах. Потому что, если мы будем игнорировать Его благодать и не будем благодарны, мы можем навлечь на себя гнев Всевышнего, ибо в Коране говорится:
"Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки" [Сура Ибрахим 14:7].
Поэтому одной из основных обязанностей каждого их нас является необходимость уделять особое внимание дополнительным поклонениям и прививать их исполнение. Кроме того, с точки зрения действенности и эффективности, важно, чтобы эти вопросы освещались людьми, которые сами непосредственно этим живут и своим опытом могут убедить других людей.
Одной из проблем, которую следует учитывать в вопросе богобоязненности, является проблема халяля и харама. Ибо те люди, которые не предпринимают действий против больших и малых запретов и не придают этому особого значения, вряд ли смогу достичь истинной богобоязненности.
Такие люди даже при чтении Корана не смогут почувствовать ту освежительную силу, которую аяты вызывают в душе человека. Потому что Коран — это книга, которая является руководством для богобоязненных людей. Главная черта богобоязненного человека: отстранение от запретного и строгое соблюдение обязательных предписаний.
В достижении истинной богобоязненности важную роль играет мировоззрение человека. Да, мир имеет два аспекта, которые могут побуждать людей как на добро, так и на зло. Согласно одному из хадисов, земля - "это темница для верующего и рай для неверного".
Если выразиться другими словами, это поле для загробной жизни... Человек приходит в этот мир один раз и пожинает в загробной жизни то, что смог здесь посеять. По этой причине мы должны знать ценность таких милостей Всевышнего, как молодость, здоровье, богатство, жизнь и время... И эти милости следует использовать самым наилучшим образом.
Еще одна важная деталь для того, чтобы стать богобоязненным или суметь постичь новые грани богобоязненности — это в определенные периоды года отходить от повседневных забот и заниматься вещами, которые обеспечат метафизическое напряжение. В такие периоды человек должен заполнять свою котомку, чтобы снова во время работы, эффективно распоряжаться накопленной любовью и энтузиазмом. Время, отведенное для этих целей являются важными для мирской и загробной жизни, и их нельзя заполнить чем-то иным.
В завершении данной темы, опираясь на Священный Коран, давайте рассмотрим еще одну черту людей, сумевших достичь богобоязненности:
“Они поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли:
«Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне.
Господь наш! Тот, кого Ты ввергнешь в Огонь, будет опозорен, и не будет у беззаконников помощников.
Господь наш! Мы услышали глашатая, который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», - и мы уверовали.
Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и умертви нас вместе с благочестивыми.
Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не позорь нас в День воскресения, ведь Ты не нарушаешь обещаний” [Сура Алю Имран 3:191-194].
Islam-today
Также по этой теме читайте: