Что такое приветственный таваф, и когда он совершается?
Вопрос: Что такое приветственный таваф, и когда он совершается?
Ответ: Приветственный таваф является одним из рукнов (обязательных элементов) хаджа. Этот таваф называется «Ифада», и без него хадж будет недействительным. Таваф начинается от того угла Каабы, где находится Черный камень. Один полный круг называется «шавт». Таваф состоит из семи кругов.
Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома» (аль-Хадж 22/29).
По единодушному мнению всех алимов, в данном аяте речь идет именно об этом тавафе. Приказ «пусть ... обойдут вокруг древнего Дома» является общим и касается абсолютно всех паломников, как тех, которые постоянно живут в Мекке, так и тех, которые приезжают из других мест.
Для того, чтобы приветственный таваф был действительным, необходимо соблюдение двух условий:
1. Совершению этого тавафа должно предшествовать стояние на Арафате.
2. Этот таваф должен совершаться в определенное время.
Время совершения приветственного тавафа начинается с рассветом первого дня праздника Курбан-байрам. Если этот таваф будет совершен раньше, то он будет недействительным, так как день, предшествующий первому дню праздника Курбан-байрам, предназначен для стояния на горе Арафат. Нельзя выполнять один рукн в то время, которое предназначено для выполнения другого рукна.
По мнению ученых шафиитского и ханбалитского мазхабов, приветственный таваф может совершаться начиная со второй половины ночи, связывающей девятый и десятый дни месяца Зульхиджа (Касани, Бадаиус-Санаи, II, 127). В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят следующий риваят, переданный от Айши (радыйаллаху анха):
«В первую ночь праздника Курбан-байрам посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) отправлял свою жену Умму Саляму, чтобы она бросала камни в шайтанов, а затем совершила приветственный таваф» (Абу Давуд, Манасик, 66, 481).
По мнению имама Абу Юсуфа, имама Мухаммада, а также алимов маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов, совершение приветственного тавафа в течение первых трех дней праздника является сунной. Но он может быть выполнен и в любое другое время на протяжении всей жизни.
Однако беспричинное откладывание его совершения считается макрухом. В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят следующий риваят, переданный от Абдуллаха ибн Аббаса (радыйаллаху анху):
«Один из сподвижников спросил у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям):
- Я совершил приветственный таваф до того, как бросил камни в шайтана. Можно ли так делать?
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил:
- Можно. В этом нет никакого вреда.
Другой сподвижник спросил:
- Я остриг волосы до того, как совершил жертвоприношение. Можно ли так делать?
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил:
- Можно. В этом нет никакого вреда.
Еще один сподвижник спросил:
- Я совершил жертвоприношение до того, как бросил камни в шайтанов. Можно ли так делать?
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил:
- Можно. В этом нет никакого вреда» (Бухари, Айман ван-Нузур, 15, 226).
Как мы видим из этого риваята, совершение тех или иных обрядов хаджа раньше или позже других не требует никакого наказания. Тем более, что нет никакого доказательства в отношении крайнего срока совершения приветственного тавафа.
По мнению Абу Ханифы, совершение этого обязательного тавафа в первые три праздника является ваджибом.
Islam-Today