Что мы должны знать о Мавлиде?
Что говорят учёные о праздновании Мавлида? Как мусульмане должны проводить день рождения пророка Мухаммада (с.а.с.)? Является ли это нововведением? Как детям привить любовь к исламу? Ответы на эти вопросы мы попытались найти вместе с Булатом хазратом Мубараковым, кадыем города Казани и главой отдела по вопросам шариата ДУМ РТ.
Мавлид от А до Я
Что же такое Мавлид? Как отметил Мубараков, это выражение радости по случаю прихода лучшего из людей, посланника Всевышнего (с.а.с.).
«Это наше выражение любви по отношению к нему, по отношению к такому человеку, который никогда не обманет, не предаст ожиданий. Любовь к Пророку (с.а.с.) всегда совершенствует человека. Каждый, кто любит пророка Мухаммада (с.а.с.), никогда не будет страдать, будет только становиться лучше, совершенствоваться», – уверен хазрат.
Во время Мавлида можно и нужно собираться вместе, рассказывать о Пророке (с.а.с.), читать Священный Коран и хадисы, посвящённые Мухаммаду (с.а.с.), раздавать угощения. То есть любой узаконенный шариатом способ является дозволенным и желательным.
Что же касается допустимости празднования Мавлида, то, по словам казыя Казани, с точки зрения шариата, это узаконенное действие.
«Напомню, что празднование Мавлида – это выражение радости по случаю прихода Пророка (с.а.с.). Есть огромное количество косвенных далилей (доводов). Так, к примеру, в одном из аятов Всевышний Создатель, описывая Мухаммада (с.а.с.), говорит:
«Мы тебя ниспослали в этот мир как милость для миров» (Аль-Анбийа, 107).
По причине Его милости мы и выражаем радость, потому что Мухаммад (с.а.с.) – милость для миров. И речь идёт не о человеческом качестве, милость – это сама суть Посланника (с.а.с.)».
Актуально! Читайте также: Как проходит Мавлид ан-Наби в других странах?
«Изучение человека, которого ты любишь, – выражение любви»
Сегодня, когда молодёжь и ещё совсем юные мусульмане пристально следят за жизнью различных творческих людей, спортсменов, деятелей сцены, особенно остро встаёт вопрос изучения жизнеописания Пророка (с.а.с.).
«Мы должны понимать, что изучение человека, которого ты любишь, его жизнь, есть выражение любви. Недаром учёные сказали, что, если человек любит кого-либо, то он упоминает его достаточно часто. Изучая сиру, мы также упоминаем посланника Аллаха (с.а.с.). Изучать жизнь пророка Мухаммада (с.а.с.), его биографию для нас очень важно.
Мы часто наблюдаем, что многие люди, к сожалению, в том числе и мусульмане, вдохновляются спортсменами, звёздами эстрады, кем угодно, но только не посланником Аллаха (с.а.с.)», – рассуждает Булат хазрат Мубараков.
Для таких людей примером является не наш Пророк (с.а.с.), а какой-то артист, звезда, о которой они знают всё. Отсюда возникает риторический вопрос – о какой любви может идти речь в таком случае?
По словам казыя Казани, вся жизнь посланника Аллаха (с.а.с.) наполнена милостью. Он являет собой пример для нас в любой жизненно ситуации: как относится ко Всевышнему, к близким, к своим последователям, к своим братьям по вере. Любое событие из его жизни – это пример милости Посланника (с.а.с.) для мусульман.
«Любое благодеяние – сунна Посланника (с.а.с.)»
Как же мусульманин должен проводить месяц Раби-уль-авваль, месяц, в который родился достопочтимый пророк Мухаммад (с.а.с.)? Совершать как можно больше благодеяний, стараться походить на Посланника (с.а.с.), ведь любое благое дело – сунна Пророка (с.а.с.).
«Также я бы ещё посоветовал воссоздавать образ посланника (с.а.с.), размышлять над ним. Если мы зададимся вопросом, кем является человек, то обнаружим, что с психологической точки зрения человек является тем, к кому его сердце привязано, о ком он размышляет.
Посмотрите на субкультуры или почитателей различных звёзд. Они стараются походить на своих кумиров. Для нас вот таким человек, к которому стоит привязать своё сердце, должен быть только Пророк (с.а.с.). Если ты размышляешь об этом человеке, то ты обязательно станешь похожим на него и внутренне, и внешне», – уверен Мубараков.
Как приобщить детей к культуре ислама?
Приобщать к исламской культуре, в том числе к празднованию Мавлида, маленьких мусульман нужно с малых лет. В этом уверен наш собеседник Булат хазрат Мубараков. По его словам, когда наступает стадия взросления ребёнка, то он должен расставить приоритеты в пользу традиционных ценностей.
«Достоверно известно, что Пророк (с.а.с.) является сутью этих традиционных ценностей для человека. Если человек следует за Мухаммадом (с.а.с.), сделал свой выбор, знает, за кем следует, то никто не сможет исказить природу человека, никакой информационный шлак не сможет повлиять», – уверен спикер.
А как быть с культивируемым мнением о том, что Мавлид – это нововведение, которое распространяется в социальных сетях и менеджерах аккурат перед днём рождения пророка Мухаммада (с.а.с.)? Посланник Аллаха (с.а.с.) упоминал свой день рождения, когда говорил о посте в понедельник: «Это тот день, в который я родился».
«Если учесть тот факт, что Пророк (с.а.с.) напрямую никогда не приказывал праздновать Мавлид, шариат не отрицает это действие. Отсутствие приказа в отношении его не предполагает руководство к действию. Некоторые люди считают это нововведением (бида). Но бида возникает в том случае, если человек пытается исказить или аннулировать какую-либо сунну. В данном случае речь об аннуляции не идёт. Это не является бида», – уверен Мубараков.
Это интересно! Читайте также: «В этот день я родился, и в этот день я был избран пророком»
Как отвечать людям, которые отрицают важность Мавлида?
«Мы должны говорить о том, какой Пророк (с.а.с.) важный для нас человек. Для человека, который любит Посланника (с.а.с.), факт самого выражения радости по случаю прихода Пророка (с.а.с.) в этот мир, является очевидным. Мы обособили этот месяц, месяц рождения. Но радоваться нужно не только в это время, но круглый год. Каждый человек должен себя спросить: насколько он скучает по Посланнику (с.а.с.), как часто его вспоминает, насколько Мухаммад (с.а.с.) является для него примером. Если чувство скучания есть, то никаких вопросов не останется», – резюмировал Мубараков.
«Любовь к Пророку (с.а.с.) уберегает от отклонений»
На сегодняшний день существует множество практик, которые способствуют тому, чтобы любовь к посланнику (с.а.с.) закрепилась в человеческом сердце. Мавлид – одна из таких практик. Мы, мусульмане, должны помнить о том, что для нас герой – посланника Аллаха (с.а.с.).
«Традиционные ценности не меняются. Это то, с чем пришёл Мухаммад (с.а.с.), с чем приходили другие пророки (а.с.), это то, что содержится в тексте Священного Корана. Коран никогда не поменяется. Будут сохранены не только буквы, слова, но и смыслы, которые всегда актуальны. Точно также актуален для нас Пророк (с.а.с.) и те традиционные ценности, которые он принёс для человека.
То, с чем пришёл Мухаммад (с.а.с.), – всегда актуально для человека. То, что было в его эпоху ложью, всегда будет ложью, а истина всегда останется истиной. Следование за ним очень важно для нас», – уверяет Булат хазрат Мубараков.
Сейчас мы живём в мире со множеством источников информации, когда сложно не заблудиться во всём этом информационном шлаке. Как это влияет на память, к чему приводит – отдельный разговор. Но, по словам Мубаракова, именно любовь к пророку Мухаммаду (с.а.с), упоминание Посланника (с.а.с.), введение этого в ежедневную практику уберегает человека от различных отклонений.
Почему есть те, кто выступает против празднования Мавлида?
Казалось бы, всё предельно чётко и понятно. Но почему же есть те, кто сопротивляется и выступает против?
«Это указывает на единственный факт – любовь к Посланнику (с.а.с.) вышла из сердца. Для того, чтобы быть идейным человеком, надо, чтобы была эта любовь. Любовь к Посланнику (с.а.с.) помогает человеку совершать какие-то действия в ту или иную сторону», – объясняет Булат хазрат.
Что же может помочь в такой ситуации? Изучение религии, её основ, как появлялись различные науки, понимание того, что религия не является эмоциональным порывом, что религия – это целая доктрина, которая состоит из огромного количества наук, у которой есть своя методология. Только в том случае, когда придёт это понимание, то уйдёт невежество, исчезнет необходимость доказывать что-либо кому-либо, уверен хазрат.
«К этому вопросу надо подходить комплексно. Любое деяние на этом пути, будь то программа какая-то, либо образование в исламском вузе, или проповедь, изучение религии Всевышнего, – всё это является причиной ухода невежества и неправильного понимания религии.
Пока что, к сожалению, многие мусульмане находятся в темноте невежества и не совсем понимают, в какую сторону двигаться. Здесь помогут только знания», – резюмировал Мубараков.
Автор: Ильмира Гафиятуллина