Что делать, если нашёл клад?
Согласно ученым исламского права, все ценное, что находят люди в земле, бывает двух видов: клады и полезные ископаемые.
Правоведы в своих книгах подробно разбирают положения, связанные с кладами. Их решения относительно этой темы в основном зависят от того, где и какой клад был найден. Если клад был найден в земле, которая принадлежит конкретному человеку, то у него одно положение. Если же он был найден в земле, которая никому не принадлежит, то относительно него ученые выводят другие решения.
В фикхе клады делятся на три вида:
1. Клад, когда-либо принадлежавший мусульманам.
К этому относятся монеты, оружие, различные ювелирные изделия и другие предметы, которые представляют собой ценность, и на которых присутствуют знаки, указывающие на принадлежность мусульманам. На предметах могут быть выгравированы слова шахады или какие-либо аяты или хадисы.
В отношении таких кладов действуют положения, связанные с находками («люката»). Человек должен искать хозяина этого предмета в течение года. Если за это время он его не найдет, то вещь достается ему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал человеку, который спросил его о находке: «Внимательно посмотри, во что она помещена и чем завязана, после чего объявляй о ней в течение года. Если найдется владелец, верни ее. Если же нет, то она принадлежит тебе».
2. Клад времен джахилии (доисламского периода).
Такие клады можно отличить также по специальным знакам, изображенным на них идолам и прочим элементам. С подобными кладами поступают так же, как и с полезными ископаемыми. Клад делится на пять частей, и одну часть человек обязан отдать в мусульманскую казну, а остальное он вправе оставить себе, если клад был найден в бесхозной земле, например, в лесу или в поле. Если же клад был найден в частной земле, то одна пятая отдается в казну, а все остальное достается владельцу земли (аль-Маусили, «аль-Ихтияр», 1 том, 117-118).
3. Клад без отличительных знаков.
Если на найденных ценных вещах нет отличительных знаков и невозможно понять, принадлежат ли они исламской эпохе или эпохе джахилии (невежества), то в отношении такого клада действуют те же правила, что и в отношении клада, принадлежащего доисламским временам (см. пункт 2).
Islam-today