Что за страшная смута произошла во время правления Абдуллаха ибн аз-Зубайра?
Полное имя этого великого сподвижника - Абдуллах ибн аз-Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувейлид ибн Асад ибн Абд аль-Узза ибн Кусай ибн Киляб. Его отец, аз-Зубайр ибн аль-Аввам был одним из первых мусульман. Когда аз-Зубайр – сын Сафийи бинт Абд аль-Муталлиб и кузен Посланник Аллаха – принял Ислам, ему было всего 15 лет. Он дважды переселялся в Эфиопию, а затем со всеми мусульманами поселился в Медине. Он не пропустил ни один военный поход, во главе которого был Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
Аз-Зубайр ибн аль-Аввам был одним из трех знаменосцев во время завоевания Мекки. Он участвовал во многих исламских открытиях и завоеваниях: в битвах против византийцев, египтян и других. И пал мучеником от рук предателя Ибн Джурмуза.
Мама Абдуллаха, Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен ими Аллах) является великой сподвижницей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ее прозвали «Обладательницей двух поясов» по той причине, что она, не найдя, чем завязать бурдюк с водой и мешок с едой для Пророка и ее отца, разорвала свой пояс на два куска и использовала их. Умерла Асма в 73 году хиджры, спустя несколько лет после смерти ее сына, Абдуллаха. Она была из последних умерших женщин-мухаджиров.
Абдуллах ибн аз-Зубайр родился в селении Куба, когда его родители переселились в Медину. После рождения Абдуллаха, Асма отправилась с ним к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который взял его на руки и попросил подать ему финик. Разжевав его, он положил мякоть финика в рот новорожденного. Таким образом, сообщается, что первым, что попало в рот Абдуллаха, - это мякоть финика с благословенной слюной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Затем божий посланник поднял свои руки, помолился за сына Асмы и дал ему имя «Абдуллах».
Когда мусульмане переселились в Медину, у них рождались одни девочки. В городе гулял слух о том, что иудеи заколдовали сподвижников Пророка, и что у них больше не родятся мальчики. Первым мальчиком, родившимся после переселения мусульман, был Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах). Его рождению верующие радовались больше, чем рождению собственных детей. Абу Бакр прочитал азан, когда у него родился внук, и стал обходить город, показывая людям новорожденного, чтобы они перестали распространять ложные слухи.
Великий сподвижник и бесстрашный воин
Будучи подростком, Абдуллах вместе со своим отцом, аз-Зубайром ибн аль-Аввамом, участвовал в битве при Ярмуке. Абдуллах был среди тех, кто защищал Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах и примет его мученическую смерть) от бунтовщиков. В тот день Абдуллах получил около 15 серьезных ранений.
Во время Верблюжьей битвы Абдуллах ибн аз-Зубайр был найден без сознания среди погибших воинов. Люди начали говорить, что Абдуллах погиб. Когда же Аише сказали, что он жив, она велела дать 10 тысяч дирхемов тому, кто принес ей эту радостную весть. Затем она совершила земной поклон в знак благодарности Аллаху – уж так сильно она любила и почитала своего племянника.
Присяга Абдуллаху
После мученической смерти Хусейна ибн Али (да будет доволен ими Аллах), Абдуллах ибн аз-Зубайр объявил в Мекке, что отказывается присягать Язиду. Некоторые мусульмане начали тайно присягать Абдуллаху, который отстранил губернатора Язида, Хариса ибн Халида, от проведения молитвы и назначил имамом мусульман Мекки Мусаба ибн Абд ар-Рахмана.
Узнав об отказе Абдуллаха присягать Язиду, жители Медины выгнали из города губернатора Усмана ибн Мухаммада ибн Абу Суфьяна. Новым губернатором был избран Абдуллах, сын известного сподвижника Ханзалы аль-Гасиля. Более того мусульмане Медины изгнали из города представителей рода бану Умейя.
Когда весть о восстаниях в Мекке и в Медине дошла до Язида, он отправил войско во главе Муслима ибн Акабы аль-Марри. По дороге к ним подключился род бану Умейя. Против войска Язида выступило огромное количество сподвижников и табиинов. Битва произошла на лавовом после аль-Харрат на окраине Медины 63 года хиджры. Войско Язида, после того как подчинило себе мусульман Медины, двинулось в Мекку – главную цель всего военного похода. В дороге умер главнокомандующий Муслим ибн Акаба, и на его место был назначен Хусайн ибн Нумейр аль-Кинди. Во время осады Мекки скоропостижно скончался Язид ибн Муавия, после чего Хусайн встретился с Абдуллахом ибн аз-Зубайром и предложил ему отправиться с ним в Шам, чтобы его люди присягнули ему.
Абдуллах не доверял главнокомандующему войска Шама, поэтому он отказался ехать с ними, а на предложение Абдуллаха присягнуть ему в Медине отказался уже Хусайн, который уехал, не подчинившись новому халифу.
Абдуллаху присягнуло большинство мусульманских стран и городов: Хиджаз, Йемен, Хорасан, Египет, Куфа, Басра и большая часть Шама. Отказавшиеся присягать Абдуллаху мусульмане во главе Хусайна ибн Нумейра и Убейдуллаха ибн Зияда собрались в Дамаске. Множество хариджитов также примкнули к бунтовщикам.
В начале 70-х гг. по хиджре Мекка была окружена Хаджаджом ибн Юсуфом, генералом войска Абд аль-Малика ибн Марвана, который провозгласил себя халифом мусульман. Осада Священного города мусульман длилась около семи месяцев, в итоге которой основная часть жителей Мекки сдались, а сам Абдуллах ибн аз-Зубайр был убит, сражаясь с оставшимися рядом с ним воинами. С его смертью Хиджаз подчинился Омейядам, а наследственное правление в халифате было укреплено.
Как мусульманам относиться к этим сражениям?
Несомненно, это была великая смута среди мусульман. Многие историки спорили и до сих спорят относительно того, кто был прав, а кто виноват.
Каждый из сторон считал себя правым и достойным правления. Своих же оппонентов каждый считал бунтовщиками и нарушающими повеления Аллаха. Абд аль-Малик ибн Марван считал Абдуллаха ибн аз-Зубайра не способным вести политику и решать проблемы мусульман, а также ему не нравилась скупость Абдуллаха в отношении верующих. Что касается Абдуллаха, то он считал Абд аль-Малика ослепленным жаждой власти и стремлением к установлению наследственного правления. Это, считал Абдуллах, противоречило Шариату Господа. Все эти противоречия привели к затяжным войнам и смерти многих сподвижников и табиинов.
Однако надо упомянуть, что ни один из главенствующих мусульман не считал своих оппонентов и противников неверующими, не оскорблял их и не проклинал. Напротив, каждый из них признавал достоинства и благородство другого. Абд аль-Малик ибн Марван, несмотря на всю смуту, очень лестно отзывался в адрес Абдуллаха. Во время своей проповеди и после присяги Марвану ибн аль-Хакаму, Рух ибн Зинба' сказал: «Абдуллах ибн аз-Зубайр является сыном великих сподвижников посланника Аллаха. Никто не может отрицать его достоинство. Однако мы ослушаемся его потому, что он отказался присягать халифам мусульман».
Даже жестокий диктатор Хаджадж ибн Юсуф после убийства Абдуллаха ибн аз-Зубайра говорил о нем: «О, люди! Воистину, Абдуллах ибн аз-Зубайр был одним из лучших мусульман Уммы. Но он отказался присягать истинному халифу!»
О, Аллах! Прости нашим предшественникам все их грехи и проступки и сделай нас из числа их спутников в Раю!
«ат-Тарих аль-Ислами», Махмуд Шакир, 131-162