• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульмане-людоеды. Хватит кормить нафс

14237
Мусульмане-людоеды. Хватит кормить нафс

Мусульмане-людоеды. Хватит кормить нафс


 

«Когда я был вознесен на небо, то прошел мимо людей

с медными когтями, которыми он царапали себе лица и грудь.

И я спросил: «Кто они, О Джибрил?» Он сказал:

«Это – поедающие мясо людей[1] и бесчестящие их»[2]

Ошибается тот, кто думает, что каннибализм малораспрстраненное явление в современном мире. Вопрос только в форме. Обычный каннибал, поедая себе подобного, насыщает желудок, другой же – кормит свой нафс. Если в первом случае это неприглядное и редкое для нас зрелище, то со второй формой каннибализма мы встречаемся каждый день, в разных местах и ситуациях.

ЗЛОСЛОВИЕ. ГРУППА ГРЕХОВ

Сегодня редкий разговор обходится без  злословия о ком-либо третьем, отсутствующем. Неважно: родственник, ученый, или человек, которому только что мило улыбались. И причина вовсе не в испорченности «других», а в недовольстве собой. Духовная слепота не позволяет видеть собственные недостатки и акцентирует внимание на чужих ошибках. Как сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Вы замечаете соринку в глазу своего брата-мусульманина, забывая о бревне в собственном глазу!»[3]

Всевышний Аллах говорит:

«О сын Адама! Если смотришь на недостатки людей, забывая о своих недостатках, то тогда ты угождаешь шайтану и вызываешь гнев Милосердного!

О сын Адама! Твой язык – это лев, если ты дашь ему свободу, он тебя убьет, и твоя погибель - в распущенности языка!»

Однажды Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, дотронулся до своего языка и сказал Му’азу ибн Джабалю, да будет доволен им Аллах: «придерживай вот это!» Му’аз спросил: «О пророк Аллаха, неужели с нас взыщется за то, что мы говорим?!» Пророк ответил: «А разве будут ввергать людей лицами в Огонь за что-нибудь еще, кроме их клеветнических речей?!»

В книге «Исследование сокровенных тайн сердца» Газали писал, что в далекие времена гийба было настолько редким явлением, что от места, где оно совершилось, исходило зловоние на окружающую местность. Теперь же, по причине распространенности этого греха, люди привыкли к его запаху и не замечают этой вони. Однажды, когда Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала об одной женщине, что она «короткая», услышавший это Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что одного этого слова было бы достаточно, чтобы загрязнить целое море! На основе данного хадиса легко представить, сколько зла и грязи содержится в подобных беседах.

Многие стараются оправдать себя тем, что они говорят правду о другом человеке, хоть и неприятную. Но согласно шариатской терминологии г1ийби – это упоминание о брате по вере в его отсутствии (или присутствии) того, что  ему не понравилось бы, даже если это правда, касающаяся его нрава, внешности, религии, его родословной или чего-либо другого. Будь то сказано языком, жестом, подражанием или даже сердце, если слушающий хулу доволен этим и наслаждается ею.

Клевета, г1ийба, сплетни – все эти дела относятся к группе злословия, отличаясь друг от друга лишь объектом обсуждения и уровнем правдивости. Это речи поминания шайтана, радующие его, насыщающие нафс и отдаляющие от Аллаха.

 ПОСЛЕДСТВИЯ

Приведем несколько достоверных последствий злословия, как относящихся к мирской жизни, так и важных с точки зрения веры. А истинный вес и зло наших слов знает Всевышний. Но для разумеющих наверняка будет достаточно и нескольких свидетельств против злого языка, чтобы оставить это дело раз и навсегда.

  1. Ассоциации слушателей

Посредством экспериментов психологи Линда Мэй, Донал Карлстон и Джон Сковронстки открыли интересную особенность человека. Оказывается, когда окружающие слышат от кого-либо хорошие или плохие вещи, они ассоциируют эту информацию не с тем человеком, о котором говорят, а с тем, кто это говорит!

Если вы назовете кого-либо дураком или подлецом, впоследствии слыша эти слова, в их сознании  в первую очередь будет возникать ваш образ. То есть они будут ассоциировать эти качества с вами, а не с вашей «жертвой». Так же и в противоположном случае: если вы искренне хорошо отзываетесь или защищаете кого-либо, говоря о нем доброе, в памяти именно вы будете вспоминаться как достойный человек.

  1. Болезнь, лишения, недостаток в имуществе

Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Твоя вера не станет правильной до тех пор, пока твой язык не станет правдивым, а язык твой не станет правдивым, пока ты не постыдишься своего Господа».

Также Аллах говорит: «О сын Адама! Если ты обнаружишь черствость в своем сердце, болезнь в своем теле, лишения в своем ризки (пропитание) и недостаток в своем имуществе, то знай, что ты говорил то, что тебя не касается»

Предписанное благо может быть «сбито» совершением греха. А грех  языка – один из самых легких и в то же время тяжких.

  1. Наказание в будущей жизни

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине человек иногда говорит одно слово, не обращая на него внимания, и заходит в Огонь на семьдесят лет»

Также однажды Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным?» Мы ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершенными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него, и он будет брошен в Ад»[4]

Выходит, что язык делает напрасными для своего хозяина его же благие дела. И всякое усилие, направленное на их совершение, будет приписано кому-то другому по причине того, что не хватило маленького усилия, чтобы сдержать свой язык.

 СЛОВА МУДРЫХ

Встречаются ситуации, когда один умышленно провоцирует другого на сплетню, клевету или обсуждение другого человека. «А что ты думаешь?», «А понравилось ли тебе, как он выглядел?», «А что по-твоему он имел ввиду?» и им подобные вопросы, которые явно содержат в себе просьбу дать оценку другому человеку, его поступку или слову. Следует мгновенно отвергать эти вопросы и останавливать злоумышленника, указав на его ошибку. Иначе, так и не добившись от вас грязи, он начнет выливать свою.

Однажды к древнегреческому философу Сократу (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э) пришел один человек и сказал:

- А знаешь, что я слышал об одном из твоих учеников?

Сократ остановил его, не дав продолжить и спросил:

- Сначала просей то, что ты хочешь сказать, через три сита. А потом можешь говорить.

Посетитель не понял. И Сократ начал объяснять.

- Первое сито – сито правды. Уверен ли ты, что то, что ты мне хочешь сказать – правда?

- Нет. Я просто слышал это от одного человека…

- Второе сито – сито добра, - продолжил мудрец. – Ты хочешь сказать что-то доброе, хорошее?

- Нет, наоборот…

Посетитель был растерян.

- Ты хочешь сказать то, в правдивости чего не  уверен и к тому же это не является чем-то хорошим… Третье сито – сито пользы. Может, для меня есть польза в том, что ты хочешь сказать?

- Нет. В этом нет пользы, - ответил посетитель.

- Получается, ты хочешь сказать нечто, в чем нет ни доброты, ни правды, ни пользы. Тогда зачем мне это слушать и зачем тебе это говорить?

В Басре (Ираке) жил один из самых известных судей имам Ийяса ибн Муавия (46-121 г.х.) Однажды в разговоре с ним Суфьян ибн Хусайн плохо помянул одного человека.

Имам посмотрел на него и спросил: «Скажи, Суфьян, совершал ли ты поход на римлян?»

«Нет», - ответил Суфьян.

«А на синдхов, индусов или турков (с которыми прежде воевали мусульмане)?»

Суфьян ответил отрицательно.

Тогда Муавия сказал:

«О Суфьян! Спаслись от тебя римляне, синдхи, индусы и турки, а вот твой брат-мусульманин не спасся от тебя!»

И Суфьян сказал: «После этого я никогда больше так не поступал».

Грехи языка – самые легкие на совершение и тяжелые по последствиям. Из-за них мы лишаемся веры, друзей, благословения Аллаха и собственных добрых дел в день Суда. В тот день, когда за одно маленькое дело мы  не думая согласились бы  пожертвовать весь этот мир, наполненный золотом.

Сказано, что тот, кто хотя бы словом помогает в грехе, является его полноценным вершителем. Некоторым порой достаточно слова, кивка или даже просто молчания, чтобы обрушить на кого-либо свой словесный «грехопад». Всевышний Аллах призвал нас быть помощниками в благочестии и богобоязненности. Остановить же брата, когда он предается злословию - одна из таких акций помощи. Возможно, благодаря этому поступку вы будете последним, кто слышит плохие слова от этого человека и он, устыдившись Аллаха, встанет на прямой путь. Как, например, это случилось с Суфьяном…



[1] То есть злословящие о них

[2] Хадис передан со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах. Привел Абу Дауд

[3] Абу Ну’айм 4/99, Ибн Хиббан 1848

[4] Ахмад, ат-Тирмизи, Муслим

Комментарии для сайта Cackle