• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Чем знаменателен новый месяц рабиу аль-ахир?

Время чтения: 5 мин
7130

Наступил месяц рабиу аль-ахир (буквально – второй месяц весны), четвертый месяц мусульманского лунного календаря. Этот месяц далеко не так знаменит, как предыдущий - месяц раби уль-авваль, месяц рождения Пророка (мир ему и благословение), однако в этом месяце тоже произошло несколько значительных событий исламской истории.

19 день месяца – в этот день в 583 году хиджры (4 июля 1187 года) произошло чрезвычайно знаменательное событие для исламского мира – так называемая битва при Хаттине. В этот день войска мусульман под предводительством султана Салахуддина (которого европейцы называли Саладдином) одержали победу над войском крестоносцев в Палестине, в местечке под названием Хаттин.

Также следует немного рассказать о двух великих людях в истории ислама, которые скончались в этом месяце.

11 числа месяца рабиу аль-ахир 561 года хиджры (21 февраля 1166 года) скончался великий исламский богослов, проповедник и духовный учитель, шейх Абдуль-Кадир Гейлани.

Абдул-Кадир Гейлани родился в 470-м году по хиджре (примерно в 1075-м году христианского летосчисления) в иранском городе Гейлан в семье потомков Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Его родословная восходит к Хасану ибн Али (да будет доволен Аллах ими обоими).

В возрасте 18 лет он оставляет родной город и отправляется учиться в Багдад. Здесь он изучает ханбалитский фикх под руководством ученых Абу Саида Мубарака Махзуми и Ибн Акыля. Также он берет уроки по хадису у Абу Мухаммада Джафара ас-Сарраджа.

После окончания образования Гилани покинул Багдад. Он провел двадцать пять лет в аскетическом уединении в пустынных районах Ирака. В 1127 году Гилани вернулся в Багдад и начал проповедовать и давать уроки в школе, принадлежащей его учителю Аль-Махзуми. По утрам он преподавал хадисы и тафсир, а во второй половине дня беседовал с учениками об очищении сердца и достоинствах Корана. Он был убедительным проповедником – благодаря его проповедям многие иудеи и христиане принимали ислам.

Существует множество историй о его богобоязненности и нравственности, в частности, передается одна история о его удивительной честности. Когда он в 18 отправился учиться в Багдад, его мать взяла с него обещание, что он никогда не будет лгать.

По пути караван, в котором он находился, был захвачен разбойниками, которые стали обыскивать путников и отбирать у них все ценное. Но когда очередь дошла до Абдуль-Кадира, он не стал по примеру прочих скрывать свое имущество, а, наоборот, честно сказал, что в его рубашке зашито несколько золотых монет. Разбойники сначала решили, что он шутит, но, когда убедились, что он говорит правду, спросили – в чем причина такой поразительной искренности?

Мальчик рассказал, что он дал такое обещание матери. Тогда предводитель разбойников, пораженный услышанным, воскликнул: «Ты не нарушаешь слово, данное своей матери, а я столько лет нарушал запреты Всевышнего!». После этого он и другие разбойники покаялись, и изменили свою жизнь.

Скончался он в 1161 году, в возрасте 91 года в Багдаде. В 1535 году по приказу османского султана Сулеймана Великолепного над его гробницей был сооружен мавзолей.

27 числа месяца рабиу аль-ахир (10 декабря 1624 года) скончался другой великий ученый и праведник, имам Ахмад Сирхинди, известный под именем имам Раббани, которого также называли муджадид альфи с-сани – обновитель веры второго тысячелетия.

Шейх Ахмад Сирхинди родился 26 июня 1564 года в деревне Сирхинд в Индии. Первоначальное образование он получает у своего отца, шейха Абдуль-Ахада и своего дяди, шейха Мухаммада Садика. Ещё в детстве он полностью выучил Коран наизусть.

После чего поступил учеником к шейху Камаледдину Кашмири, у которого учился точным и гуманитарным наукам, и к алимам Ибн аль-Хаджару аль-Мекки и Абдуррахману бин Фихр аль-Мекки, у которых учился хадисам. Он также брал уроки у имама Бахля аль-Бадахшани который преподавал ему фикх, тафсир и другие исламские науки.

С 18 лет Раббани начал участвовать в общественной жизни уммы. В то время правителем Индии был император Акбар, считавший себя очень просвещенным и веротерпимым человеком. Среди его жен были как мусульманки, так и язычницы. Под влиянием своих жен и приближенных император стал отходить от веры, поговаривая о создании новой религии, которая будет представлять собой соединение ислама и индийской языческой философии.

Акбар признавал реинкарнацию, поклонение солнцу, сделал халяльными свинину и вино, преданные ему богословы говорили о необязательности хаджа. По примеру правителя его визири угнетали мусульман, разрушали мечети и мешали им собираться для молитвы. Многие из них вообще не понимали – к чему нужен Пророк и его Сунна?

Сложившаяся ситуация вызывала сильнейшее возмущение имама Раббани, так что он вскоре обратился с письмом к правителю и его приближенным. В своем обращении он говорил о необходимости следовать правильному вероучению и Сунне Пророка (мир ему и благословение). Через некоторое время проповеди распространились не только в Индии, но и в Сирии, Пакистане, Афганистане, Узбекистане, где у него появилось много последователей.

Сын Акбара, император Джихангир, взошедший на престол после смерти отца, сначала не поддерживал инициативу отца и с уважением относился к имаму Раббани, однако, приближенные принялись внушать ему, что этот человек опасен для его власти, поскольку у него значительное количество учеников. Чтобы решить вопрос, Джихангир вызвал имама во дворец.

Визири предупредили шейха, чтобы он проявил уважение и пал ниц перед правителем. Но имам Раббани сказал, что совершает земной поклон только Творцу. Поэтому алима отправили в темницу, где он провел около трех лет.

Тюремное заключение шейха вызвало волну недовольства, и правитель был вынужден его отпустить. После чего Джихангир лично пригласил его к себе – однако имам сказал, что не придет к нему, пока все вредные нововведения в религии не будут упразднены, а законы шариата не будут претворяться в жизнь.

Император Джихангир принял все эти условия и встретил шейха с великими почестями. Под влиянием шейха Ахмада Сирхинди император Джихангир принял ислам. Он привёл свою жизнь в соответствие с заповедями ислама, упразднил все указы, противоречащие религии, и оказывал исламу всяческое содействие.

Скончался имам Раббани в 1624 году в возрасте 60 лет. После него осталось множество произведений, самым известным из которых является трехтомный сборник писем, собранный его учениками, под названием «Мактубат» (Письма).

Как мы видим, изучение жизни людей, которые скончались в этом месяце, а также история событий, которые во время него случились, несет в себе множество полезных уроков для мусульман.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle