Чем единобожие лучше многобожия?
Краеугольный камень исламской религии, как и других религий откровения, – это вера в Единого Творца. Мусульманин по много раз в день повторяет слова: «Ля иляха илляЛЛах» (Нет божества, кроме Аллаха – Единого Бога).
Более того, большинство жителей Земли, особенно тех, которые живут в цивилизованном мире, уверено, что Бог, Творец мира – только один, даже если они равнодушны к религии и не соблюдают ее заповедей.
Когда они чем-то удивлены, недовольны, взволнованы, они восклицают: «Господи!» или «Боже!», обращаясь именно к Единому Богу. То есть, единобожие (монотеизм) в настоящий момент является для большинства человечества общеизвестным и очевидным фактом.
Однако, мало кто задумывается, какое практическое преимущество имеет эта истина?
1. Порядок и гармония.
Монотеистическое представление о мире как о месте, где есть только один Творец, который все сущее сотворил и всем управляет, все находится под Его контролем, Он Знающий и Мудрый, вселяет в человека уверенность в разумности и упорядоченности мира.
До того, как Всевышний обратился к людям через пророков, люди веками считали, что в мире множество разных сил, стихий, которых они считали богами или духами. Каждая из них имеет какие-то свои цели, действует в своих интересах, которые могут быть противоположными. Согласно такому мнению, божество, управляющее солнцем, к примеру, хочет, чтобы в мире было больше тепла и света, а божество дождя, наоборот, хочет, чтобы было больше влаги и сырости.
Таким образом, эти силы входят в противоречие. Поэтому необходимо периодически обращаться к каждой из них с молитвами, приносить жертвы, чтобы достигнуть нужного результата. Когда долго не наступала теплая погода, люди верили, что плохо задобрили бога солнца, а когда не было дождя, наоборот, спешили с приношениями к божеству дождя. Жить в таком мире – где постоянно нужно зависеть от милостей каких-то капризных существ, было очень неуютно.
Когда человек верит, и дождь, и солнце даются одним и тем же Создателем – который вовсе не нуждается в жертвах и приношениях, вселяет надежду и спокойствие. Если Он посылает тепло или, наоборот, влагу, значит, в этом есть своя мудрость, ведь Ему лучше известно, что нужно Его творениям.
2. Монотеизм дает четкие представления о нравственности, о том, что есть добро и зло.
Мы до того привыкли, что такие-то вещи у нас считаются злом, как лишение жизни невинного человека, воровство, ложь, неуважение к родителям и старшим; а другие – как взаимопомощь, доброта к людям, щедрость, справедливость, наоборот, добром, что уже не задумываемся, на чем основана эта уверенность?
Если спросить об этом обычного человека, наверное, он скажет что так принято в обществе, так лучше, правильнее, это передано нам от предков. Но на самом деле представления о добре и зле также являются следствием единобожия. Есть Единый Всевышний, который и устанавливает границы правильного и неправильного, вещи, угодные Ему, это добро, а все, что Он не любит, это зло.
В языческих обществах у людей тоже были представления о добре и зле, но они в чем-то были правильные, а в чем-то – неверные. К примеру, не считалось злом рабство, плохое отношение к чужеземцам или людям иной веры, в некоторых обществах люди не видели проблемы в том, чтобы избавиться от «лишних» детей или, наоборот, отказать в пропитании престарелым родителям (поскольку те слишком стары и уже не приносят никому пользы).
У людей не было четкой основы для нравственности, все их представления о хорошем и плохом основаны были на традиции, на том, что было принято в обществе. Нельзя было сказать – это добро, поскольку это любит Бог. Люди верили во многих богов, и все они, по мнению язычников, любили разные вещи.
Мыслящие люди своего времени указывали современникам на нелепость таких представлений о религии. Древнегреческий философ Платон передает в своей книге «Диалоги» разговор, который ведет его учитель философ Сократ с одним из жителей города Афины.
Сократ хочет узнать, на чем основаны представления его собеседника о добре и зле. Тот задумывается, а потом решает, что, наверное, добро – это то, что угодно богам. «Допустим», - соглашается Сократ, - «но богов у нас много. Не получится ли так, что одна и та же вещь будет угодна какому-то одному богу, но не угодна другому? А значит, один и тот же поступок будет одновременно и добром, и злом».
Когда богов много, то каждому из них может нравится то, что другому будет не угодно. Таким образом, представлений о правильном и неправильном будет бесконечное количество, и все они будут противоречивы.
5 свидетельств уникальности Ислама >>
3. Возможность обращаться к Творцу мира.
Древнегреческие философы в конце концов пришли к убеждению в том, что Создатель мира – только один. Но поскольку их представления о Нем черпались не из откровения, а из собственного разума, они решили, что, поскольку Создатель совершенен, Он бесконечно далек от человека, общаться с Ним невозможно.
В самом деле, как можно общаться с Существом, которое бесконечно выше, умнее, сильнее и могущественнее тебя? Они не учли один момент – Создатель не только совершенен, но и благ, и милостив. Вследствие чего, Он Сам пожелал обратиться к людям через пророков, особо избранных Им людей, Он сообщал Свою волю. А к остальным людям Он обращается посредством различных событий в нашей жизни, воспитывая нас и показывая нам, что мы делаем правильно, а что нет.
Люди, в свою очередь, могут обращаться к Богу со своими молитвами, поскольку Он близок к нам, а также делать угодные Ему дела, чтобы заслужить Его довольство:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня…» (сура аль-Бакара, 2:186).
Правда ли, что перед сотворением Аллах спрашивал, хотим ли мы стать людьми или нет? >>
4. Смысл жизни.
В течение жизни человек ставит себе самые разные цели: выучиться, найти хорошую работу, создать семью, вырастить детей. Но все эти цели имеют один недостаток: когда наша жизнь будет подходить к концу, и приблизится смерть, наше имущество, дети, научные достижения нам придется оставить в этом мире. Ни одно из них не последует за нами в вечность.
Когда мы ставим на первое место веру в Единого Творца, мы будем стремиться к Его довольству и, соответственно, совершать все поступки, даже чисто материального плана, имея намерение сделать это ради Него. Вырастить детей достойными верующими людьми, заработать средства на семью дозволенным образом, и чтобы можно было помочь неимущим, получить хорошую профессию, которая позволит быть полезными другим.
Ведь взять с собой из нашего мира мы сможем только добрые дела, а что может быть лучшим стимулом для благих дел, как не стремление к довольству Всевышнего?
Иными словами, вера в Единого Бога дает человеку такой смысл жизни, который выдержит испытание смертью – ведь уходя в иной мир, человек, в конце концов, возвращается к Нему:
«Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращение» (сура «аль-Бакара», 2:156).
Итак, если кто-то спросит нас – каким образом можно доказать на практике преимущество веры в Единого Творца (а не во множество божеств)?
Придерживающийся монотеистической религии человек, во-первых, четко знает, что в мире царит порядок, а не хаос, поскольку миром правит Один Творец, и все находится под Его контролем. Также есть точные представления о добре и зле, когда добро - это то, что угодно Богу, а зло – это то, чем Он недоволен.
У такого человека появляется смысл жизни, он знает, ради чего он трудится, зачем делает добрые дела, и к Кому он вернется после смерти. И он может в любой момент обратиться к своему Создателю в молитве, ведь Он близок к каждому из нас.
Анна Кобулова