Будут ли обитатели разных степеней Рая завидовать друг другу?
Всевышний Аллах, описывая положение обитателей Райской обители, говорит следующее:
«[До входа в Рай] Мы удалим из их сердец злобу [враждебность и ненависть друг к другу], и они, как братья, будут сидеть на ложах лицом друг к другу» (сура «Хиджр», 47).
Может возникнуть вопрос: «Если один из обитателей Райской обители из низшей ступени узнает, что он оказался обделенным более высоких степеней, и его сердце окутает печаль, его комфортную жизнь заменит огорчение и тоска – это положение бросает тень на то, что воздаяние является щедрым даром от Аллаха».
Ответ на этот вопрос будет следующим: «Погружение человека в блаженство, которое ему предписывается, препятствует возникновению чувства зависти и ненависти. Между прочим, жизнь в потустороннем мире не соответствует мирским делам и лишь совпадает в названии. Воистину, между ними отсутствует какое-либо соответствие».
Даххак (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал:
«Степени обитателей Райской обители отличаются. Поэтому обитатели верхних ступеней имеют возможность заглядывать в нижние, в то время как обитателей нижних ступеней не осведомлены о положении верхних ступеней» (Тафсир ибн Касира, 7/17; Суюти, ад-Дурр ал-мансур, 7/25).
В упомянутом аяте разъясняется, что обитатели Рая будут лишены чувства зависти, и Всевышний Аллах избавит их сердца от подобных дурных качеств.
Как сказал Хасан (да будет доволен им Аллах):
«Сердца обитателей Райской обители будут избавлены от чувства зависти, потому что это качество приносит его обладателю неприятности и печаль. В то время как Райская обитель не является местом печали, она – местопребывание блаженства и благополучия» (имам Матуруди, Та’вилат Ахль ас-Сунна, 4/424).
Если кто-либо оспаривает это толкование словами: «Как следует понимать, что обладатель низших ступеней, понимая наличие высоких ступеней и наслаждений, будучи лишен их достижения и приобретения, не будет опечален лишениями в наслаждениях более высокого порядка, несмотря на то, что он находится в блаженстве и счастье?», ему следует ответить:
Всевышний Аллах обещал избавить обитателей райских садов от чувства ревности, зависти и печали в их сердцах (чтобы они целиком погрузились в блаженство и счастье). Согласно этому божественному обещанию, все обитатели Райской обители будут ощущать себя в наивысшем изобилии и блаженстве, получат превосходные блага и будут довольствоваться своим положением. Они навеки будут избавлены от чувства зависти.
Таким образом, их блага и наслаждения достигнут наивысшего предела, их благополучие и блаженство достигнут совершенства. Всевышний Аллах – обладатель силы и мощи! Следовательно, Всевышний Аллах обладает силой и мощью избавить людей от человеческих чувств и желаний.
Создатель осуществит все сказанное относительно человеческих чувств и желаний. Он сообщил, что освободит человека от таких естественных потребностей, как еда, питье и размножение.
Из-за того, что эти темы не могут быть предметом спора и обсуждений, мы можем лишь ссылаться на существующие канонические тексты и уверовать в них. Наша задача – это не размышлять о сущности, которые выходят за пределы понимания нашего разума.
«Среди обитателей Райской обители отсутствуют какие-либо разногласия и ругань» (Бухари, Бад ал-халк:8, №3073, 3/1186).
Где и как будут наказаны грешные мусульмане после смерти?
Из книги «Ответы на вопросы о Райской обители»