Бедняк и нищий: в чём разница между ними
Одним из великих поклонений Всевышнему Аллаху является пожертвование: предписанный закят, добровольные налоги и милостыня. Данный вид поклонения приносит пользу не только совершающему его человеку, но и всему обществу.
Мусульмане поддерживают своих нуждающихся братьев посредством своих пожертвований, а также показывают этим прекрасный пример для других.
Кому необходимо раздавать закят и милостыню?
Всевышний Аллах отвечает на этот вопрос:
«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба, 60).
Здесь указаны те категории людей, которым следует выплачивать предписанные и добровольные пожертвования. Первые две категории – это нищие (факир) и бедные (мискин). По-русски эти два арабских слова переводят по-разному, поэтому, чтобы не путаться, будем использовать их без перевода.
Относительно разницы между терминами «факир» и «мискин» ученые разделились на три мнения. Первая группа ученых считает, что мискин хуже положением, чем факир. Вторая группа утверждает, что, наоборот, факир – тот, кто находится в более бедственном положении, чем мискин. Третья группа же считает, что оба они одинаковы.
Имам аль-Куртуби (р.а.) вовсе утверждает, что существует целых девять различных мнений относительно данного вопроса. Ко второй группе ученых относятся имам аш-Шафии, имам ат-Тахави, аль-Асма'и и другие.
В качестве аргумента они приводят аят, в котором говорится:
«Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все неповрежденные корабли» (аль-Кахф, 79).
Здесь Всевышний Аллах использовал слово «масакин» – множественное число слова «мискин» (бедняк). Если бы мискин был хуже в положении, чем факир, то у этих бедняков не было бы корабля, утверждают ученые.
Также они аргументировали свое мнение хадисами Пророка (с.а.с.), в одном из которых он прибегал к Аллаху от нищеты (аль-факр).
В другом хадисе указано, что он обращался к Аллаху с такой мольбой: «О, Аллах! Даруй мне жизнь бедняка (мискина) и смерть бедняка!»
Если бы Пророк (с.а.с.) просил Аллаха о более бедственном положении, чем то, от которого он прибегал к Нему, то этим бы он противоречил самому себе.
Ученые ханафитского мазхаба считали, что факир – это тот, кто имеет средства, но недостаточные, чтобы выплачивать с них закят. Что касается мискина, то, согласно их мнению, – это человек, который практически ничего не имеет.
То есть у факира может быть дом, машина, минимальная зарплата, но деньги у него не собираются за год в таком количестве, чтобы с них можно было бы выплачивать закят. Мискин же не имеет ни квартиры, ни машины, ни достаточных для своего пропитания средств.