Являются ли различия в ступенях Рая предметом зависти?
Всевышний Аллах, описывая положение жителей Рая, говорит следующее:
«[До входа в Рай] Мы удалим из их сердец злобу [враждебность и ненависть
друг к другу], и они, как братья, будут сидеть на ложах лицом друг к другу»
(Аль-Хиджр,15:47).
По этому вопросу может возникнуть вопрос: «Если один из обитателей Рая из низшей ступени узнает, что он оказался обделенным более высоких степеней, и его сердце окутает печаль, его комфортную жизнь заменит огорчение и тоска – это положение бросает тень на то, что воздаяние является щедрым даром от Аллаха». Ответ на этот вопрос будет следующим: «Погружение человека в блаженство, которое ему предписывается, препятствует возникновению чувства зависти и ненависти. Между прочем, жизнь в ахирате не соответствует мирским делам и лишь совпадает в названии. Поистине, между ними отсутствует какое-либо соответствие».
Даххак радыяллаху ‘анху в толковании этого аята сказал: «Степени обитателей Рая отличаются. Поэтому обитатели верхних ступеней имеют возможность заглядывать в нижние, в то время как обитатели нижних ступеней не осведомлены о положении верхних ступеней» («Тафсир Ибн Касира», 7/17; Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», 7/25).
В упомянутом аяте разъясняется, что обитатели Рая будут лишены чувства зависти, и Всевышний Аллах избавит их сердца от подобных дурных качеств. Как сказал Хасан (р.а.): «Сердца обитателей Рая будут избавлены от чувства зависти, потому что это качество приносит его обладателю неприятности и печаль. В то время как Рай не является местом печали, он – местопребывание блаженства и благополучия» (Имам Матуруди, «Та’вилят ахль ас-Сунна», 4/424).
Если кто-либо оспаривает это толкование словами: «Как следует понимать, что обладатель низших ступеней, понимая наличие высоких ступеней и наслаждений, будучи лишен их достижения и приобретения, не будет опечален лишениями в наслаждениях более высокого порядка, несмотря на то, что он находится в блаженстве и счастье?»
Ему следует ответить: «Всевышний Аллах обещал избавить обитателей райских садов от чувства ревности, зависти и печали в их сердцах, чтобы они целиком погрузились в блаженство и счастье. Согласно этому божественному обещанию, все обитатели Рая будут ощущать себя в наивысшем изобилии и блаженстве, получат превосходные блага и будут довольствоваться своим положением. Они навеки будут избавлены от чувства зависти».
Таким образом, их блага и наслаждения достигнут наивысшего предела, их благополучие и блаженство достигнут совершенства. Всевышний Аллах – обладатель силы и мощи! Следовательно, Всевышний Аллах обладает силой и мощью избавить людей от человеческих чувств и желаний.
Всевышний Аллах, как сообщил в аяте, осуществит все сказанное относительно человеческих чувств и желаний. Он сообщил, что освободит человека от таких естественных потребностей, как потребность в еде, питье и размножении. Из-за того, что эти темы не могут быть предметом спора и обсуждений, мы может лишь ссылаться на существующие канонические тексты и уверовать в них. Наша задача – не размышлять о сущности тем, которые выходят за пределы понимания нашего разума. Впрочем, тема зависти возникает по причине наущения сатаны.
Давайте завершим это обсуждение хадисом Абу Хурайры (р.а.) о характеристике обитателей Рая, переданном от Посланника Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям:
«Своим обликом вошедшие в Рай в первой группе будут подобны луне в ночь полнолуния, а вошедшие вслед за ними будут подобны ярчайшей планете. Сердца их будут как одно сердце, и не будет между ними ни разногласий, ни ненависти» (Аль-Бухари, Бад аль-халк: 8, №3073, 3/1186).
Автор: Islam Today