«Аллах прощает шахиду всё, кроме долга»
О серьезности темы долгов свидетельствует самый длинный аят в Коране – аят о положениях, связанных с долгами:
«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо…» (аль-Бакара, 281).
Сами по себе долги не являются чем-то запретным или порицаемым. Их положение зависит от каждой отдельной ситуации. В основе – брать в долг разрешено, а иногда – запретно или даже обязательно. Если, например, человек хочет использовать взятые в долг деньги на греховное деяние, то брать в долг запрещено. А если у человека нет денег на необходимую операцию, то ему обязательно нужно взять у кого-нибудь в долг, чтобы спасти свою жизнь.
Несмотря на то, что брать в долг разрешено, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и ученые Уммы мусульман призывали людей не делать этого без особой необходимости. Пророк (мир ему) изрек: «Не обрекайте себя на страх посредством долга» (Ахмад).
В этих словах столько мудрости, и особенно хорошо это понимают люди в наше время. Мы с вами живем в эпоху потребительства, когда нас с самого детства учат быть потребителями и расточителями имущества. Мультики, фильмы, реклама – куда ни глянь, все подталкивает нас к непрекращающимся покупкам. И когда избалованный нафс потребителя не может получить то, чего хочет, потому что денег не хватает, он ищет, где бы взять в долг, кредит, рассрочку, ипотеку.
В долги люди влезают зачастую не из необходимости, а ради того, чтобы потешить свой любимый нафс. Они готовы терпеть унижение и каждодневный страх перед огромными долгами, которые возможно им предстоит платить еще десяток лет.
Именно от подобных долгов предостерегал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). «Долг – это ярлык унижения, и если Аллах захочет унизить своего раба, то наденет его на этого человека», – говорил посланник Аллаха.
Не прощается даже шахидам
Удивителен тот факт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не принимал участия в заупокойной молитве над человеком, который не успел при жизни расплатиться со своими долгами. И это несмотря на то, что в первое время после переселения в Медину большинство сподвижников испытывало финансовые трудности, и у многих были долги. Уступок не было никому.
Отказ Пророка участвовать в заупокойной молитве над должниками побуждает человек задуматься над серьезностью долговых обязательств. Верующий человек должен четко следовать правилу: «Тщательно подумай, прежде чем брать долг, и прими все меры, чтобы люди могли расплатиться за тебя в случае твоей смерти».
В сборнике имама Муслима передается хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах прощает шахиду всё, кроме (неоплаченного им) долга». Если долги не прощаются даже шахидам, то другим людям и подавно.
Islam-Today