Адам и Хавва: чему их история может научить современных людей?
Признание того, насколько мы малы и ничтожны в глазах Аллаха, является одной из доступных нам форм прославления Его величества и могущества.
Каждый из нас знает о первых сотворённых Всевышним людях – Адаме (а.с.) и Хавве (р.а.). Несмотря на то, что нас разделяют столетия, в различных сурах Благородного Корана упоминается об их жизненном пути. При более глубоком размышлении мы понимаем, что испытания, через которые они прошли, и то, как они реагировали на них, имеют значение даже в наши дни. Это согревающее сердце осознание, потому что все мы сотворены Одним и Тем же Творцом.
Поэтому мы решили обратить ваше внимание на несколько наиболее важных уроков, которые можно извлечь из священной истории Адама (а.с.) и Хаввы (р.а.).
1. Важность знаний.
«Он [Всевышний Аллах, чтобы показать превосходство первого человека над ангелами] научил Адама всем именам [и названиям всех творений], а затем показал их [эти создания] ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду [о том, что Адам недостоин быть наместником]». Они [ангелы] ответили: «Пречист Ты [от любых недостатков]! Нет у нас знаний, кроме тех, которым Ты научил нас. Поистине, Ты – Знающий, Мудрый». Он сказал: «О, Адам! Сообщи им те имена [и названия вещей]». И когда он сообщил им их имена, Он [Всевышний Аллах] сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю тайное [всё, что уже было и что произойдёт] на небесах и на земле, и знаю всё, что вы проявляете и что скрываете?» (аль-Бакара, 31-33).
Будучи мусульманами, мы всегда должны стремиться к получению знаний как мирских, так и религиозных. Ведь именно знания имеют особый, высокий статус в жизни верующего, поскольку они просвещают ум и наделяют человека силой, отличая нас от животных. Именно из-за этого качества, ангелов попросили пасть ниц перед пророком Адамом (а.с.).
Первое повеление, данное пророку Мухаммаду (с.а.с.), было «читай».
Образование должно поощряться с самого раннего возраста, когда детей учат их вере, тому, кто их Господь, и тому, как подобает себя вести мусульманину, поскольку все эти знания и навыки помогают сформировать сильную мусульманскую идентичность. Одновременно с религиозными знаниями нельзя пренебрегать светскими предметами, так как это даёт человеку возможность иметь больше способов заработка на жизнь для себя и своей семьи.
В исламе считается, что знание – это поклонение. Таким образом, когда человек находится в процессе получения знания, он совершает поклонение Своему Создателю.
2. Высокомерие – один из страшных человеческих пороков.
«И сказал твой Господь ангелам: «Я создам человека из глины. А когда Я довершу его творение и вдохну в него дух, совершите ему земной поклон». Все ангелы без исключения совершили [Адаму] земной поклон, кроме [джинна] Иблиса, который возгордился и стал неверующим. Аллах сказал: «О, Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил собственноручно? Ты [сейчас] возгордился или [и раньше] был высокомерным?» [Иблис] ответил: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». [Аллах] сказал: «Выйди отсюда [из Рая]! Отныне ты изгнан [и лишён милости]» (Сад, 71-77).
Когда Всевышний Аллах сотворил человека, он попросил ангелов пасть перед ним ниц. Иблис наотрез отказался, потому что считал себя высшим творением по сравнению с человеком, поскольку он был сделан из огня. Это непослушание Аллаху привело к тому, что он навсегда был изгнан с Небес.
Даже в жизни мы сталкиваемся с вещами, которые, как нам кажется, не имеют для нас смысла, но мы должны повиноваться Аллаху, потому что Он создал мир мудрый, непостижимый для людского разума. Доверие Всевышнему Творцу и повиновение Ему, Его воле и приказу, даже если мы не понимаем некоторых ситуаций, дарует нам Его любовь и не позволяет нам стать высокомерными, как Иблис.
3. Сатана – извечный враг человечества.
«О, Адам! Живи в Раю вместе со своей супругой. Ешьте [там оба], где пожелаете [и всё, что хотите], но не приближайтесь к этому дереву [чтобы отведать его плодов], иначе станете несправедливыми [по отношению к самим себе в первую очередь]». И шайтан стал наущать их [совершить грех], чтобы выставить напоказ их наготу, которая была скрыта от них. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только потому, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными». [И чтобы они поверили ему] он поклялся им [сказав]: «Поистине, я лишь даю вам полезное наставление [поэтому раскрываю вам эту тайну]». И он низвёл их [с той высокой степени, которой они обладали, до уровня совершающих грех] обманом [принеся ложную клятву именем Аллаха и представив им ложь истиной]. И когда они [немного] оба вкусили [плоды] с этого дерева, то обнажилась их нагота [они заметили свою наготу], и они стали прикрывать себя райскими листьями. И обратился к ним их Господь [с порицанием и предупреждением]: «Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал, что шайтан – ваш явный враг?» (аль-Араф, 19-22).
«Он сказал: «Спуститесь отсюда вместе, и между вами [потомками Адама и Хаввы] будет вражда [одни будут притеснять других]. А когда к вам придёт от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не впадёт в заблуждение [в этом мире] и не станет несчастным [в вечной жизни]» (Та Ха, 123).
Во многих местах в Священном Коране Всевышний Аллах предупреждает нас, что Иблис – наш самый большой враг. Он работает так умно и хитро, что никогда прямо не говорит нам совершить грех или проступок. Скорее, он наущает нас на совершение недозволенного, пытаясь выставить запретное привлекательным для людей. Иногда ему это удаётся, поскольку мы слабовольны и зачастую не можем бороться с собственным эго.
Яркий тому пример – история пророка Адама (а.с.). Речь идёт о той ситуации, когда Аллах повелел ему и его жене держаться подальше от определённого дерева. Сатана сделал дерево чрезвычайно привлекательным для них, и это усилило их любопытство. Они сдались и ослушались Аллаха, что привело к тому, что были ниспосланы на землю.
4. Покаяние имеет большое значение.
«Они оба сказали [признавая свою вину]: «О, наш Господь! Мы навредили самим себе [ослушавшись Тебя], и если Ты не простишь нас и не помилуешь, то мы непременно понесём урон» (аль-Араф, 23).
И Адам (а.с.), и Сатана совершили грехи, высказав своё неповиновение Аллаху, но главное различие между ними заключалось в том, что Адам (а.с.) признал свой грех и искал прощения у Своего Создателя, тогда как Сатана позволил своему высокомерию и гордыне одержать верх над собой.
Ни один человек не свободен от греха, и только бесконечное милосердие и милость Творца поддерживает нас. Эта часть истории пророка Адама (а.с.) учит нас признавать свои грехи и постоянно искать прощения у Аллаха, так как мы всегда нуждаемся в Нём, но Он не нуждается в нас.
Истории пророков в Коране направлены на то, чтобы научить людей морали, ценностям и этикету, поскольку эти вещи неподвластны времени. Мы обязаны читать Священную Книгу очень внимательно, стараясь применять переданные нам послания в нашей повседневной жизни, становясь лучшими версиями самих себя.
Автор: Ильмира Гафиятуллина