Адабы долга: что нужно знать мусульманину о долгах
Сегодня многие люди являются либо должниками, либо займодателями. Из-за этого они сердцами отдалились друг от друга, забыв об этике данного вопроса. Одни испытывают недоверие, опасаясь за своё имущество, другие оттягивают сроки оплаты, не желая расставаться со своими деньгами. Давайте же вспомним адабы долга, которые помогут воплотить в жизнь прекрасную нравственность, подобающую истинному мусульманину.
Начнём с того, что и для заёмщика, и для займодателя существует общее положение о долгах, и оно описано в Коране:
«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости.
В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений.
Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писарю и свидетелю. Если же вы поступите так, то совершите грех. Бойтесь Аллаха - Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи» (сура «Аль-Бакара», аят 282).
«Если вы окажетесь в поездке и не найдёте писаря, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное ему и боится Аллаха. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (Сура «Аль-Бакара», аят 283).
Ниже, для удобства, мы выделили несколько пунктов, одни из которых относятся к заёмщику, другие – к займодателю.
НАПОМИНАНИЕ БЕРУЩЕМУ В ДОЛГ:
1. Верующий должен стараться обходиться без долгов, довольствуясь тем, что у него есть, а к займу прибегать исключительно в крайних случаях.
В хадисе сказано: «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам, и унижений в дневное время» (аль-Байхаки).
2. Беря в долг, нужно вознамериться вернуть его в срок или раньше.
Посланник Аллаха (мир ему) говорил об этом: «Кто берёт чужое с намерением вернуть, тому Аллах поможет в этом. А кто берёт с намерением потратить, того Всевышний погубит» (Аль-Бухари).
«Кто бы ни занимал в долг, даже не думая его возвращать, встретит Всевышнего, будучи вором!» (Ибн Маджа).
3. При возможности оставлять залог.
Известно, что «Посланник Аллаха (мир ему) купил еды у одного иудея в долг, оставив при этом у него железную кольчугу в качестве залога» («Фатхуль-Бари», 5/53). И это наилучший вариант сделки. Ведь должнику не нужно скрываться от займодателя в случае невозможности выплаты долга. Займодателю же не придётся нести риск возможного убытка.
Следовательно, заёмщик и займодатель не затаят обиды друг на друга, а непогашенные долги не лягут тяжким грузом на плечи родственников в случае смерти заёмщика.
4. Должник не имеет права подавать милостыню, совершать хадж и прочие благие дела, связанные с тратой денег.
Пророк (мир ему) сказал об этом: «Не будет принята милостыня того человека, члены семьи которого находятся в нужде, и у которого есть долги» (аль-Бухари).
5. Имеющему долг запрещено тратить деньги на то, в чём нет крайней нужды. Первое, что должно заботить богобоязненного верующего, – это быстрая выплата долга.
6. Имеющему возможность выплатить долг необходимо сделать это, ибо сказано: «Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» (ат-Табарани).
7. Сунной Пророка (мир ему) является проявление благодарности тому, кто ответил на просьбу о помощи в нужную минуту. Это может проявляться в виде небольшого подарка при возвращении долга займодателю.
Однако запрещено договариваться о таком подарке во время сделки. Это должно быть на усмотрении возвращающего долг. В хадисе приводится: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом».
8. Должник должен понимать, что долг священен, и даже «Шахиду (павшему на поле битвы, священной войны) прощаются все грехи, за исключением долга» («Сахих Муслим», № 3498).
Однажды наш Пророк (мир ему) сидел возле того места, куда кладут покойников. Потом он поднял взор, опустил его и, положив руку на лоб, повторил три раза: «Субханаллах, Субханаллах, Субханаллах». Сподвижники запомнили этот случай и позже спросили его: «За какой проступок будет такое страшное наказание, что ты так сильно опечалился?» Пророк (мир ему) ответил: «За долги. Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний скажет в Судный День: «Вы что же это думали, что Я оставлю чьи-то права за вами?», и с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника» (ат-Табарани).
НАПОМИНАНИЕ ДАЮЩЕМУ В ДОЛГ
1. Давать в долг – это сунна посланника Аллаха (мир ему). Но, в зависимости от ситуации, долг делится на сунну, ваджиб, макрух и харам. Займодателю следует выяснить, на какие именно цели человек просит в долг:
- если человек нуждается в простой помощи, то это Сунна;
- если встаёт вопрос жизни и смерти, к примеру, человек просит на операцию, от которой зависит жизнь, то дать в долг такому будет ваджибом (обязательно, если есть возможность!);
- если просящий в долг просит денег на излишество, для растраты попусту, то такому давать в долг макрух (нежелательно!);
- и явным харамом (запретным) будет давать в долг на такие цели, как покупка спиртного, для растраты в азартных играх и тому подобное.
2. Будет достойным займодателю иметь милосердие в сердце и, в определенной ситуации, быть готовым простить долг. Ещё говорят, что лучше не давать в долг, если не готов простить его. В хадисах же сообщается:
«Тому, кто даёт в долг, за каждый день даётся благость милостыни. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день дается такая же благость, как если бы он всё имущество отдал в качестве милостыни» (аль-Хаким),
«Тот, кто желает, чтобы Всевышний спас его от ужасов Судного дня, пусть своему должнику сделает послабление, предоставив отсрочку или освободив его от долга».
И ведь кто не оказывает милость, тому также не окажут её!
3. Посланник Аллаха (мир ему) призывал возносить ду’а Аллаху за вернувшего долг, прося для него благословения за его верность. Абдулла ибн Рабиа рассказал: «Пророк (мир ему) взял у меня в долг сорок тысяч, затем через некоторые время он сам пришел ко мне и вернул деньги, сказав: «Да ниспошлет Аллах баракат на тебя, на твоё имущество и семейство».
Ислам посредством адаба учит верующих лучшей нравственности – ахляку, дабы люди могли жить в мире и согласии между собой. Наша религия, при искреннем её соблюдении, гарантирует спокойную жизнь с чистой совестью. Что может быть лучше в обществе людей, чем любовь, доверие и взаимопонимание между ними! Но этого можно достичь лишь в том случае, если каждый будет уважать и соблюдать права друг друга. Понимать, что лучше быть притеснённым, нежели притеснять самому.
Помните: кроме материальных долгов, существуют ещё и морально-этические долги, которые мы должны соблюдать между собой ежедневно: в семье, на улице, на работе... И поистине, нет вреда людям от тех, которые безупречно исполняют долг перед Всевышним Аллахом!
Айна Замаева