Ячменный, пшеничный, гречневый: какой хлеб ел пророк Мухаммад (мир ему)?
Сунной пророков является употребление в пищу хлеба, испеченного из ячменной муки. Чаще всего они ели именно ячменную лепешку. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) по три дня подряд питался только ячменным хлебом и вставал со стола, не насытившись. Даже ячменный хлеб он не ел досыта до того дня, когда покинул этот мир. Имам Газали (да пребудет с ним милость Аллаха) пишет: «Достопочтенная Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала: «Расулюллах (мир ему) никогда не ел досыта. Иногда я плакала из жалости к этому его голодному состоянию. Я гладила рукой его благословенное тело и говорила:
- Да будет моя душа жертвой за тебя. Ты поел бы из мирских благ столько, чтобы утолить голод и придать себе сил.
Он же говорил, обращаясь ко мне:
- О, Аиша! Пророки из числа улу᾿ль-азм испытывали ещё большие трудности, чем я. И они удостоились за это большого вознаграждения от своего Господа. Мне стыдно жить в большем достатке и благополучии, чем они. Мое кратковременное терпение лучше, чем уменьшение тех благ, которых я заслужу в ахирате. Предстать перед моим Господом с голодным желудком мне нравится гораздо больше».
После этого мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала так: «Валлахи! Не прошло и недели, как Расулюллах (мир ему и благословение Аллаха) умер».
Чтобы следовать этой Сунне нашего Пророка (мир ему), мумины ели ячменный хлеб или же добавляли к нему пшеничную муку. В хадис-шарифе сказано: «В трех вещах имеется баракат: в продаже в рассрочку, в торговле методом мудабара (особый вид партнёрства, где один партнер предоставляет денежные средства другому партнёру с целью их инвестирования в коммерческое предприятие) и в том, чтобы выпекать домашний хлеб, примешивая пшеничную муку к ячменной» (Ибн Маджа, № 2289; Аь-Бусири «Мисбах аз-Зуджаджа», 3/37).
Одно из появившихся вредных новшеств состоит в том, чтобы есть на сытый желудок. Это будет исрафом, расточительством. Однажды наш Пророк (мир ему) увидел, как Аиша (да будет доволен ею Аллах) ест, и промолвил:
- О, Аиша, будь осторожна! Есть два раза подряд, не проголодавшись, - это исраф. Аллах не любит расточительных» (Ибн Аби ад-Дунья «Аль-Гю᾿», 22; Мунзири «Аль-Таргиб», 3/100). Иначе говоря, если человек насытился, то ему не следует снова садиться есть.
Islam-Today