Аят Корана, после ниспослания которого Пророк (ﷺ) прожил всего 20 дней...
Какой из аятов Корана был ниспослан последним?
а) Ибн Джурайдж говорил: «Аят «Бойтесь же Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Затем каждый человек сполна получит за то, что приобрел, но с ними не обойдутся несправедливо» (сура «аль-Бакара», аят 281), был ниспослан за девять дней но смерти посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). После этого другие откровения не приходили».
В риваяте переданном от Ибн Умара сообщается, что после ниспослания этого аята, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) прожил еще двадцать дней.
Саид ибн Джубайр и Мукатиль говорили, что этот аят был ниспослан посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) за семь дней до его смерти. Так же существует риваят в котором говорится, что данный аят был ниспослан за три дня до смерти посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Так же были и те, кто говорил, что данный аят был ниспослан непосредственно перед смертью посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), а именно за три часа до его кончины, и когда этот аят был ниспослан, он сказал: «Поместите этот аят между аятом о долге и аятом о ростовщичестве».
б) В риваяте переданном от Убаййа ибн Кааба, Ибн Аббаса и Катады говорится, что последним ниспосланным аятом был аят: «К вам же пришел Посланник из вас же самих (человек — не ангел и не джинн), достойный. Ему тяжело от того, что вы страдаете. Он старается для вас (и искренне желает, чтобы вы уверовали). Он снисходителен и милосерден к верующим». (сура «ат-Тауба», аят 128).
В Муснаде имама Ахамада приводится один риваят переданный от Убайаа ибн Кааба в котором говорится: Во времена правления Абу Бакра сахабы собрали весь Коран в виде Мусхафа (книги). Убай ибн Кааб диктовал аяты Корана, а несколько других человек записывали их. Когда же очередь дошла до аята «И каждый раз, когда ниспосылается сура (где говорится о лицемерах), они переглядываются (и думают): «Видит ли нас кто-нибудь?» (Если мы сейчас встанем и уйдем, будет ли это заметно? И если никто не видит, они встают и уходят, а если их видно, то остаются сидеть). А затем они возвращаются (к своему неверию). Аллах отвернул их сердца (от истины), потому что они — люди неразумные (и не пытаются размышлять)» (сура «ат-Тауба», аят 127), то они подумали, что именно этот аят был последним аятом Корана ниспосланным посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
Убайй ибн Кааб сказал им: «После этого посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) прочел мне еще два аята «К вам же пришел посланник из вас же самих (человек — не ангел и не джинн), достойный. Ему тяжело от того, что вы страдаете. Он старается для вас (и искренне желает, чтобы вы уверовали). Он снисходителен и милосерден к верующим. А если они отвернутся (от тебя), то скажи: «Достаточно мне Аллаха! Нет бога (достойного поклонения), кроме Него. Лишь на Него я полагаюсь (и ни на кого другого), ведь Он — Господь великого Арша» (сура «ат-Тауба», аят 127). Эти два аята и были последними ниспосланными аятами Корана». (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 5/134).
Однако первое мнение является более распространенным и более достоверным. В риваяте переданном от Ибн Аббаса сообщается, что сам Джибриль определил место этого аята, сказав: «О, Мухаммад! Помести этот аят в начало двести восьмидесятого аята суры аль-Бакара», и посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) повелел это своим сахабам. (Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 3/242).
в) В риваяте, который приводит имам Бухари от Ибн Аббаса сообщается, что последним аятом ниспосланным посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) был аят о риба (ростовщичестве): «О, верующие! Бойтесь Аллаха и не трогайте (и не взыскивайте с должников) то, что осталось от (сделок с) риба, если только вы (действительно искренне) верующие». (сура «аль-Бакара», аят 278)
г) В соответствии с риваятом переданным Ибн Джариром от Саида ибнуль-Мусаййаба последним ниспосланным аятом является аятуд-дейн (аят о долге): «О, верующие! Если вы даете (или берете) в долг на определенный срок, то записывайте его...». (сура «аль-Бакара», аят 282).
Абу Убайд в своей книге «Фадаиль» приводит риваят переданный от Ибн Шихаба, в котором говорится, что последними ниспосланными аятами Корана являются аят о долге и аят о ростовщичестве. (Заркани, Манахилюль-Ирфан, 1/97).
Имам Суюти решив объединить три вышеприведенных мнения, сказал, что 278, 281 и 282 аяты суры «аль-Бакара» возможно были ниспосланы все вместе за один раз.(Суюти, аль-Иткан фи Улюмиль-Коран, 1/102).
д) В риваяте переданном от Бера сообщается, что последним ниспосланным посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) аятом был аят: «Они спрашивают тебя (о, Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков...». (сура «ан-Ниса», аят 176)
Однако хафиз Ибн Хаджар говорил, что в данном риваяте говорится не о том, что этот аят был самым последним ниспосланным аятом в абсолютном смысле, а о том, что данный аят был последним ниспосланным аятом по поводу наследства. (Ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир, 9, 255 сноска).
е) В сообщении переданном Ибн Мардуййа по каналу Муджахида от Умму Салямы, говорится: «Последним аятом, который был ниспослан посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) является аят: «И ответил им Господь их: «Поистине, Я не обесценю поступки совершающего из вас (оставив их без воздаяния), будь то мужчина или женщина...» (сура «али-Имран», аят 195). Однако хоть некоторые и пришли к выводу, что данный аят был ниспослан последним, однако сам риваят не является совершенно ясным. (Заркани, Манахилюль-Ирфан, 1/98.)
ж) И хотя Бухари и некоторые другие передавали от Ибн Аббаса риваят в котором говорится: «Последним ниспосланным аятом был аят: «А кто убьет верующего умышленно, тому возмездие – Ад, в котором он останется навечно. Аллах гневается на него, проклинает его и приготовит ему великое наказание» (сура «ан-Ниса», аят 93), и нет ничего, что отменило бы это», однако совершенно ясно, что данный аят не является самым последним ниспосланным аятом, возможно данный аят является последним аятом касающимся убийства верующего.(Заркани, Манахилюль-Ирфан, 1/98-99).
з) Ибн Джарир передает от Муавии ибн Абу Суфьяна риваят, в котором сообщается, что последним ниспосланным аятом был последний аят суры Кяхф: «Скажи (о, Мухаммад): «Я – только человек, как и вы. Мне внушено через откровение, что ваш Бог – Бог единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом (воскрешение и воздаяние), пусть совершает праведные дела и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (сура «аль-Кяхф», аят 110). Однако Ибн Кясир счел данный риваят сложным и проблемным. (Заркани, Манахилюль-Ирфан, 1/98-99.)
и) В риваяте переданном Тирмизи и Хакимом от Аиши говорится, что последней ниспосланной сурой Корана была сура аль-Маида. Однако эти слова Аиши следует понимать так, что сура аль-Маида была последней ниспосланной сурой в которой речь шла о халяле и хараме. И содержащиеся в этой суре хукмы не были отменены. Поэтому аль-Маида не может считаться последней ниспосланной сурой Корана. (Заркани, Манахилюль-Ирфан, 1/99-100).
к) По единогласному мнению последней ниспосланной сурой Корана является сура ан-Наср. В риваяте Муслима переданного от Абу Бакра ибн Абу Шейбы по каналу Харуна ибн Абдуллаха и Абда ибн Хумайда, от Убайдуллаха ибн Абдуллах ибн Утбы который говорил: «Однажды Ибн Аббас спросил у меня: «О, Ибн Утба! Знаешь ли ты какая сура Корана была ниспослана последней?». Я ответил: «Да, знаю. Это сура, в которой говорится: «Когда придет помощь Аллаха и победа»». Он сказал: «Ты прав». (Муслим, Тафсир, 21)
В соответствии с риваятом переданным от хафиза Абу Бакр аль-Баззара и Байхаки, эта сура была ниспослана во второй день дней ташрик во время прощального хаджа. (Ибн Кясир, Тафсируль-Кораниль-Азым, 8/531).
Заркани, после того, как представил эти десять мнений касающихся того какой именно аят Корана был ниспослан последним, отдал предпочтение тому мнению, в соответствии с которым самым последним ниспосланным аятом Корана, является аят: «Бойтесь же Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Затем каждый человек сполна получит за то, что приобрел, но с ними не обойдутся несправедливо» (сура «аль-Бакара», аят 281).