9 признаков мудрого человека
Вам, наверняка приходилось слышать совет: старайся быть не только знающим и умным, но и быть мудрым. Люди часто задаются вопросом: какая разница между знанием и мудростью? Но если подумать, то окажется, что разница между этими двумя понятиями весьма существенна.
Знание – это определенный набор информации об окружающем мире, о способах жизни в нем и способах управления им. Однако такое знание само по себе лишено морали, ведь наука может служить как добру, так и злу. Мудрость же всегда сопряжена с нравственностью и является неотъемлемой принадлежностью религиозной веры.
Наука и знание могут внушать человеку тщеславие и гордость, сделать его эгоистичным. Мудрость внушает человеку осознание своего истинного места в мире, она смиренна. Мудрый человек будет сострадать другим людям, он не завистлив, не жаден и не зол.
Знание может быть оторванным от жизни, когда всецело погруженный в свои занятия ученый в обычной жизни может быть непрактичным и беспомощным. Мудрость же всегда основана на реальном жизненном опыте, она неразрывно связана с умением правильно жить.
Само слово мудрость по-арабски звучит как «хикма». Это слово происходит от глагола «хакама» - «управлять» «направлять», «властвовать». Производными от того же корня являются слова «хукума» (правительство), «хукм» (власть и контроль), «хакам» (судья), а также «хаким» (командир, лидер).
Прекрасный образец мудрости являет нам образ знаменитого мудреца Лукмана, о котором говорится в Коране. Кем был этот человек – трудно сказать наверняка. Есть версия, что он был чернокожим рабом из Эфиопии. Его хозяин был настолько поражен его мудростью и благочестием, что дал ему свободу.
По другой версии, он был учеником пророка Давуда (Давида), мир ему, от которого и получил свою удивительную мудрость. В коранической суре, которая так и называется «Лукман», приводятся некоторые его наставления, из которых можно сделать вывод, кто же такой истинный мудрец:
1) Если человек стремится к мудрости, он не должен забывать о своем Создателе.
«И вот сказал Лукман своему сыну, увещая его: «О, сын мой! Не придавай Аллаху сотоварищей: ведь многобожие (является) однозначно, великим злодеянием» (сура «Лукман, 31:13).
Ведь мудрый человек размышляет над устройством мироздания, так что он неизбежно приходит к мысли о наличие в нем Творца.
2) Мудрый человек благодарен Богу.
«И уже (раньше) Мы даровали (одному праведнику) Лукману мудрость (и сказали ему): «Благодари Аллаха! Кто же будет благодарить, тот благодарит для самого себя, а кто неблагодарен... то поистине, Аллах – богат [не нуждается в благодарности], достохвален!» (сура «Лукман, 31:12).
Если ты мудр, то понимаешь, от Кого исходят все блага жизни, которыми ты пользуешься. И это неизбежно приводит к признательности и благодарности.
3) Мудрец хорошо относится к своим родителям, ведь они даровали ему жизнь. Мать вынашивала его с тяготами, кормила несколько лет грудью, жертвовала своими силами и здоровьем для ребенка. Родители ничего не жалеют для своих детей, чтобы обеспечить их всем необходимым:
«И Мы завещали человеку (чтобы он относился) к своим родителям (благостно) (и при их жизни, и после неё); (ведь) мать носит его (в своём животе) со слабостью (которая прибавляется) к слабости; и отлучение его (от груди) – в два года. (И Мы сказали ему): «Благодари Меня [Аллаха] и твоих родителей, (ибо) ко Мне возвращение» (сура «Лукман, 31:14).
4) Даже если родители по невежеству могут давать человеку неправильные советы, не учат его благочестию и добру, это не дает ему права плохо к ним относиться, не уважать и не любить их:
«А если они [твои родители] будут усердствовать, чтобы ты придал Мне в сотоварищи то, о чём [о том, что они являются сотоварищами Аллаха] у тебя нет никакого знания (или если они будут повелевать ослушаться Аллаха), то ты не повинуйся им.
Сопровождай их в этом мире в благом [в чём нет греха] и следуй по пути тех, кто обратился (с покаянием) ко Мне. Потом ко Мне ваше возвращение, и Я сообщу вам о том, что вы совершали (в земной жизни) (и Я воздам вам за это)» (сура «Лукман, 31:15).
5) Мудрый человек старается дать хорошее воспитание своим детям подобно тому, как мудрец Лукман обращается к сыну, стремясь поделиться с ним своей мудростью.
6) Мудрый человек внимателен к каждому своему делу, ведь любое дело известно его Господу, и за все придется дать отчет:
«(И Лукман продолжил своё наставление): «О, сын мой! Если (деяние человека) будет на вес горчичного зерна и будет в скале, или в небесах, или в земле, то Аллах явит его (в День Суда). Поистине, Аллах добрый (по отношению к Своим рабам) (и) ведающий (все их деяния)!» (сура «Лукман, 31:16).
7) Мудрый беспокоится не только о своем нравственном облике, но и об обществе в целом.
Он старается направить других людей к добру и удержать их от зла, даже если это приносит ему неприятности.
«О, сын мой! Совершай молитву, и (с мудростью) повелевай (людям) (совершать) признаваемое [благие деяния], и удерживай (их) от (совершения) отвергаемого [от грехов] и терпи то (несчастье), что тебя постигает (когда ты занимаешься повелеванием благого и удерживанием людей от грехов). Поистине, это [данное наставление] – из дел, (для которых необходима) твердая решимость» (сура «Лукман, 31:17)
8) Мудрость – от Всевышнего, поэтому мудрый смиренен и не заносчив. Гордость и высокомерие – признак ограниченности и невежества:
«И не криви свою щеку перед людьми [не отворачивайся от людей надменно] и не ходи по земле высокомерно. Поистине, Аллах не любит всякого гордеца» (сура «Лукман, 31:18).
9) Скромность мудрого человека проявляется даже в его манерах. Он не повышает голос, ведет себя вежливо, не грубо.
«И умеряй свою походку [ходи смиренно] и понижай свой голос [не повышай его]: ведь самый неприятный из голосов – конечно же, рёв ослов». (сура «Лукман, 31:19).
Итак, что же отличает мудрого человека от просто умного и образованного? Наличие у него богобоязненности, скромности, хороших манер – иными словами, нравственности.
Само по себе получение знаний и образование еще не делает человека хорошим и порядочным. Только ум в сочетании с мудростью – то есть, нравственностью, может сделать человека поистине, достойным творением Всевышнего.
Анна Кобулова