4 пути избавления от лжи: иншаАллах, машаАллах, может быть, и возможно
Говорить намеками
Одним из бедствий языка является использование намеков в речи. Это подразумевает использование слов не в их основном и прямом смысле, а в переносном значении. В намеках недостаточно одного лишь намерения. Намеки разрешены лишь в случаях необходимости.
Умар (радыйаллаху анху) говорил: «В намеках есть широта».
Делать намеки без необходимости, является макрухом. Ложь без крайней необходимости, является харамом, и ни при каких обстоятельствах не является дозволенной.
Использование оговорок «может быть» и «возможно», так же относится к намекам. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
أَلْمَخْرَجُ مِنَ الْكِذْبِ أَرْبَعٌ اِنْ شَاءَ اللَّهُ وَ مَا شَاءَ اللَّهُ وَ لَعَلَّ وَ عَسَي
«Существует четыре пути избавления от лжи: иншаАллах, машаАллах, может быть, и возможно». О том же говорится и в книге «Татарханиййа».
Если человек приобретя какую-то вещь за шесть дирхемов скажет, что приобрел ее за пять дирхемов, то это будет считаться намеком. Так как меньшее присутствует в большем. Поэтому это не будет считаться ложью.
Иногда единственное число может косвенно указывать на множественность, при этом это не будет подразумевать конкретного числа. Например, такие слова: «Я звал тебя семьдесят раз. Я звал тебя уже сто раз. Я звал тебя тысячу раз».
Даже если все твои призывы не достигнут этого числа, это не будет ложью. Так как люди традиционно используют подобные выражения, для того чтобы подчеркнуть множественность.
Следовать сунне – это быть правдивым!
Правдивость ведет к добру и благу
Противоположностью лжи является правда. Правда — это соответствие чего-либо действительности или реальному положению дел.
В хадисе, переданном от Ибн Масуда (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي اِلَي الْبِرِّ وَ اِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي اِلَي الْجَنَّةِ وَ اِنَّ الرَّجُلَ لَيَصْدُقُ حَتَّي يُكْتَبَ صِدِّيقًا وَ اِنَّ الْكِذْبَ يَهْدِي اِلَي الْفُجُورِ وَ اِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي اِلَي النَّارِ وَ اِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّي يُكْتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّابًا
«Поистине, правдивость ведет к добру и благу, а добро ведет в Рай. Если человек постоянно говорит правду, то его записывают как «сыддыка» (правдивейшего). Поистине, ложь ведет к греху, а грех ведет в Ад. Если человек постоянно лжет, то его записывают перед Аллахом как «каззаба» (постоянно лгущего)» (Бухари, Адаб, 69; Муслим, Бирр, 29).
Важно знать: Стоит ли всегда и везде говорить правду?
Абуль-Хавра (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я спросил у Хасана ибн Али (радыйаллаху анху): «Что ты запомнил от посланника Аллаха ﷺ?». Он ответил: «Я запомнил следующий хадис:
دَعْ مَا يَرِيبُكَ اِلَي مَا لَا يَرِيبُكَ فَاِنَّ الصِّدْقَ طُمَأْنِينَةٌ وَ الْكِذْبَ رَيْبَةٌ
«Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, и обратись к тому, что не вызывает сомнений. Поистине, правда — это умиротворение сердца, а ложь — это сомнение» (Тирмизи, Сыфатуль-Кыйама, 60).
В хадисе, переданном от Убады ибн Самита (радыйаллаху анху) говорится:
اِضْمَنُوا لِي مِنْ أَنْفُسِكُمْ سِتًّا أَضْمَنْ لَكُمُ الْجَنَّةَ أُصْدُقُوا اِذَا حَدَّثْتُمْ وَ أَوْفُوا اِذَا وَعَدْتُمْ وَ أَدُّوا اِذَا ائْتُمِنْتُمْ وَ احْفَظُوا فُرُوجَكُمْ وَ غَضُّوا أَبْصَارَكُمْ وَ كُفُّوا أَيْدِيَكُمْ
«Я гарантирую вам Рай, если вы гарантируете мне шесть вещей: что будете говорить правду; что дав слово, сдержите его; что если вам дадут что-то на хранение, вы вернете это; что будете хранить целомудрие; что будете беречь свои глаза от харама; и будете беречь от харама свои руки» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 5/323; Хайсами, Маджмауз-Заваид, 4/395 (№ 7121).
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Фото: shutterstock.com