4 причины, почему Пророк Мухаммад (мир ему) просил Всевышнего помиловать его
Аллах Всевышний велел: «Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния» (сура «Помощь», аят 3).
Пророк (мир ему) сказал: «Клянусь Аллахом, в чьих руках моя душа, если бы вы не совершали грехов и, следовательно, не каялись, Аллах создал бы другой народ, которые грешили бы и каялись. Аллах же судил бы их и помиловал». Эти слова были сказаны, чтобы сообщить о щедрой милости Всевышнего по отношению к Своим рабам.
Кто покается в грехах и попросит у Аллаха прощения, тому Всевышний приумножит удел и избавит его от горестей. Если же спросят: «Пророк (мир ему) не совершал грехов. Почему же он просит помиловать его?», то на это будет сразу четыре ответа:
1. Когда Пророк (мир ему) чувствовал в душе что-то неладное, он всегда совершал истигфар, просил Аллаха простить и помиловать его умму.
2. Он постоянно находился в процессе восхождения и приближения к Аллаху. Переходя из одного состояния в другое, более высокое состояние, он просил истигфар за свое прежнее состояние.
3. Пророк (мир ему) терял разум от сильнейшей любви к Аллаху, как будто находился в состоянии опьянения, а когда приходил в себя, то совершал истигфар. Таково разъяснение обладателей истины.
4. Ученые-реалисты считали, что в сознание Пророка (мир ему) проникало много такого, что представляло опасность и могло привести к сомнениям. Вот поэтому он просил у Аллаха прощения, чтобы уничтожить эти опасности и отклонения.
В предании говорится, что однажды хазрати Али сидел в мечети. В это время вошел один сельчанин из арабов и совершил истигфар. Благочестивый Али сказал ему: «Эй, араб! Это покаяние лжецов». Тот араб спросил: «О, повелитель правоверных! А каково покаяние праведника?» Хазрати Али сказал:
1. Сначала он покается в прошлом грехе.
2. После этого не повторит этот грех.
3. Вознамерится в будущем не совершать грехов.
4. Вернет людям то, что задолжал.
5. Своему нафсу, которому позволил испытать наслаждения этого мира, даст почувствовать тяжесть и утомительность поклонения.
6. Жир в своем теле от харамной еды растворит, шагая по пути Аллаха.
«Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми» (сура «Семейство Имрана», аят 193).
Из книги "Анваруль-ашикын"