4 поступка, которые хуже самого греха
Было сказано: «В книгах Всевышнего Аллаха написано: «О, мой раб, Я Властелин. Подчиняйся Мне в делах, которые Я повелел тебе. Остерегайся того, что Я запретил тебе. Я сделаю тебя живым, так что ты никогда не умрешь. О, мой раб, Я таков, что если Я пожелаю что-либо сотворить, то Я говорю: «Будь!» - и оно сразу будет».
Передано от Абу Мухаммада бин Язида, что он сказал: «Не причиняй зла любимому». Его спросили: «Неужели человек может совершить зло для того, кого он любит?». Он ответил: «Да, твоя душа для тебя является самой любимой и дорогой из всех душ. Если ты совершишь грех, то, поистине, ты совершишь зло для этой любимой души».
Одному из мудрецов было сказано: «Дай мне какой-нибудь совет?». Он сказал: «Не мучай своего Господа, людей и свою душу». Мучение Господа - это придание сотоварищей Аллаху. Мучение людей - это упоминание их с плохой стороны перед другими людьми. А что касается мучения души, то это значит оставлять душу от фардов Аллаха.
Передано от Кахмаса бин Хасана, он сказал: «Я совершил один грех и плачу из-за этого сорок лет». Его спросили: «О 'Абдулла, что же это за грех?». Он сказал: «Однажды меня навестил мой брат. Я купил мед, чтобы угостить им своего брата. После этого я взял кусок глины из стены своего соседа, чтобы помыть руки».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Самый большой грех пред Аллахом - это самый маленький грех пред людьми. Самый маленький грех пред Аллахом - это самый большой грех пред людьми».
Факих сказал: «Если человек, совершивший грех, посчитает свой грех большим и побоится его, то этот грех для него будет самым большим грехом. Поистине, перед Аллахом этот грех будет маленьким. Но если человек, который совершил грех, посчитает свой грех маленьким, то этот грех пред Аллахом является большим грехом. Ибо самый большой грех - это тот грех, который совершается постоянно».
Эти слова похожи на риваят одного из сахабов. Поистине, он сказал: «Не бывает маленького греха, который совершается постоянно, и не бывает большого греха с покаянием».
Передано от 'Авама бин Хаушаба: поистине, он сказал: «Четыре дела, совершенные после греха, хуже самого греха: считать грех маленьким, завлекать других к греху; радоваться тому, кто хвалит тебя, постоянно совершать грех».
Факих сказал: «Пусть этот аят не обманывает тебя:
«Тому, кто совершил доброе деяние, Аллах воздаст добром большим в десять раз по Своему благоволению и щедрости. А тому, кто совершил дурное деяние, Аллах по Своей справедливости воздаст только за те злые деяния, которые он совершил. Не будет никакой несправедливости в воздаянии - не будет уменьшения в воздаянии за добро и не будет увеличения наказания1».
Всевышний Аллах сделал благодеяние условием, которое ведет в Судный день. Совершить дело легко, однако довести это дело до Судного дня тяжело. Поистине, у греховного дела есть десять различных изъянов:
первый - поистине, если человек совершил зло - деяние, то он обратил гнев Аллаха на себя.
Второе: этот человек обрадовал создание, на которого гневается Аллах. Им является враг Аллаха Та'аля - Иблис.
Третий: он отдалился от рая.
Четвертый - приблизился к аду.
Пятый - он принес страдание своей самой любимой душе.
Шестой - испачкал душу, которую Всевышний Аллах создал чистой.
Седьмой - обидел своих товарищей, это ангелы-хранители.
Восьмой - в могиле сделал печальным Пророка (мир ему).
Девятый - сделал для себя свидетелем ночь и день, своим грехом он обидел и опечалил их.
Десятый - он изменил людям и всем созданиям.
Берегись греха, ибо в грехе есть вот эти изъяны».
Было сказано: «Самым скупым из людей является тот, кто скуп к своей душе. Самым жестоким из людей является тот, кто своим грехом мучает свою душу. Ибо грешник погубил свою душу».
Один из мудрецов сказал: «Остерегайся греха. Ибо грех - это вабаль. А вабаль - это дробь для ружья. Если она попадет в стену поклонения, то разрушит её. Если войдет в душу, то потушит свет светильника прощения».
Одному из мудрецов сказали: «Что с нами случилось, мы слушаем знания, но не можем воспользоваться этими знаниями?».
Мудрец сказал: «Вы не можете использовать знания по пяти разным причинам:
во-первых, Всевышний Аллах одарил вас благами, но вы не поблагодарили Его;
во-вторых, вы совершили грех, но не принесли Аллаху покаяние;
в-третьих, вы не совершили деяние со знаниями;
в-четвертых, вы сидели вместе с праведниками, но не последовали за ними;
в-пятых, вы похоронили мертвых, но не извлекли из этого урок».
Передано от ’Айши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «О 'Айша, избегай и маленьких грехов, ибо у Аллаха есть тот, кто подробно рассматривает эти грехи».
Было сказано: «Тот, кто совершает маленькие грехи, подобен человеку, который собирает маленькие дрова. Этот человек разжигает огонь».
В Торе написано: «Тот, кто посеет добро, пожнет здоровье». В Инджиле написано: «Тот, кто посеет зло, пожнет раскаяние».
Эти слова есть и в Коране: «Тот, кто творит зло, будет наказан за это2».
Абу Касим передал от Ибн 'Аббаса. Он спросил Ибн 'Аббаса: «Как ты считаешь, какой человек изумителен, тот, кто имеет много благодеяний и грехов или же тот, кто имеет мало благодеяний и мало грехов?». Он сказал: «Для меня изумителен тот, кто имеет мало грехов».
Факих сказал: «В Коране есть доказательство тому, что избегание греха стоит выше, чем совершение благого дела. Ибо Всевышний Аллах повелел совершать добро и сделал доброе деяние условием, которое ведет в ахират. А что касается греха, то Аллах, кроме того, чтобы не совершать грех, никакое условие не поставил».
Аллах Всевышний сказал:
«Тому, кто совершил доброе деяние, Аллах воздаст добром большим в десять раз3».
«А тому, кто боялся величия и могущества своего Господа и удерживал свою душу от нечестивых страстей, прибежищем будут райские сады, и ничто другое4».
_____________________________________________
1. Сура «Ан-Ниса», 123 аят.
2. Сура «Ан-Ниса», 123 аят.
3. Сура «Аль-Ан'ам», 160 аят.
4. Сура «Ан-Нази'ат», 40-41 аяты.
Из книги "Танбихуль гафилин"