3 вопроса Судного дня, ответы на которые нужно подготовить уже сейчас
Однажды наш Пророк (мир ему) обратился к сподвижникам с такими словами: «Сын Адама в День воскресения не сдвинется с места, пока не будет спрошен о жизни его:
- как он её провёл, где истратил свою молодость;
- о деньгах его: как он приобрёл их и на что потратил;
- о знании его: применял ли он знания в своей жизни или же нет».
Земная жизнь является посевным полем ахирата. В этом мире каждый из нас проходит испытания. Мы будем спрошены за все наши дела и поступки. С нас спросят за то, как мы провели нашу жизнь, которая является высочайшим даром Аллаха, на что ее потратили, пользовались ли ею ради довольства Аллаха, для исполнения Его повелений, в стремлении добиться Его благословения.
Предстоящий расчет - это истина. Конечно же, нам будут заданы и другие вопросы, кроме тех, которые перечислил наш Пророк (мир ему) в этом хадисе. Земная жизнь - это дар Всевышнего и одновременно возможность заслужить вечную жизнь.
Жизнь моя пришла и ушла,
словно ветра дуновение.
Поселившаяся в теле душа
улетит, словно птица из клетки.
Конечно же, наступит день, когда закончится срок нашей жизни, и нам придется расстаться с этим благом Аллаха. Очень важно, чтобы мы использовали нашу жизнь ради довольства Всевышнего, чтобы провели ее на прямом пути. На эту истину указал наш Пророк (мир ему). Мы сможем сделать нашу жизнь вечной, совершая в этом мире праведные деяния. Благодаря поклонению, почитанию Аллаха, используя дарованные нам Всевышним богатства и возможности для достижения Его довольства и для исполнения Его повелений, мы сможем достичь вечных райских благ.
Пророк обратил наше внимание на молодость, которая является одной из основных благ, дарованных человеку. Этот период предлагает человеку множество плюсов. Это время, когда есть сила, мощь, энергия. Очень важно в этот период сторониться грехов и харама, использовать его в том направлении, чтобы заслужить довольство Аллаха, заработать капитал добрых дел для жизни в ахирате. Перечисляя тех, кто в Судный день будет находиться под тенью Аллаха, наш Пророк назвал и юношу, чье сердце наполнено любовью к Аллаху
Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его:
1. Справедливого правителя.
2. Юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху.
3. Человека, который сердцем привязан к мечетям.
4. Тех двоих, которые любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь ради Него.
5. Мужчину, которого позвала знатная и красивая женщина и который сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха!»
6. Того, кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая.
7. Того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего». (Аль-Бухари; Муслим)
Как говорится в одном изречении: «В детстве - игра, в молодости - пьянство, в старости - немощность. Ладно, ну а когда же служение Аллаху, поклонение и покорность?» На каждом жизненном этапе человек не должен искать множество оправданий. Любую возможность нужно использовать для того, чтобы заслужить вечную жизнь.
Особенно в период молодости людям следует оберегать себя от запретного, от пороков, проституции, прелюбодеяний, от плохих товарищей. Тех молодых людей, которые не отзываются на призыв к дурному, оберегая свою чистую, непорочную душу, наш Пророк также обрадовал тем, что в Судный день они будут находиться под тенью Арша.
Еще один важный вопрос, затронутый в хадисе нашего Пророка (мир ему): человек будет спрошен о его деньгах, об имуществе, о мирских благах. Как он приобрёл их и на что потратил? Если земные богатства добыты халяльным способом, тогда, конечно же, мусульманину не возбраняется обладание ими. «Доброму мусульманину хорошо иметь добрый достаток», - говорил наш Пророк (мир ему).
Важно, чтобы деньги и имущество были добыты разрешенным путем и тратились не на харам. Мы должны беречься от харама, не допускать расточительности, тщеславия и скупости. С учетом этого, конечно же, нам не надо отказываться от благ, дарованных Аллахом. Важно также делиться с теми, кто нуждается.
Еще один важный вопрос: как поступал человек с обретенными знаниями? Следовал ли им или не следовал? Безусловно, наша религия обязала человека обретать такие знания об обоих мирах, которые в итоге могут его спасти. Знания являются фарзом для каждого мусульманина: и для мужчины, и для женщины. В нашей Книге сказано: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием».
В Коране также говорится: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Невежество - такое качество, которое не приличествует мусульманам. Поэтому человек должен познавать, слушать знающих людей. В то же время, к знаниям мумин должен добавлять искренность (ихлас), должен действовать сообразно со своими знаниями. «Аллах мой! Ищу Твоей защиты от бесполезных знаний», - говорил наш Пророк (мир ему). Претворять свои знания в жизнь - одна из наших обязанностей перед Всевышним. Нужно искать защиты у Аллаха от тех знаний, которые не приносят пользу, а также от сердца, не чувствующего страха перед Аллахом.
«Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем», - говорит наш Пророк (мир ему). Нужно беречь свое здоровье и провести жизнь, совершая поступки, которыми будет доволен Аллах. Надо ценить здоровье, пока не наступила болезнь. Надо ценить свободное время, пока не наступила большая занятость, пока не наступили трудные времена. Надо ценить достаток, пока не наступила нужда. Использование данных нам благ ради довольства Аллаха должно стать нашей целью.
Как счастливы те, кто тратит свою жизнь в стремлении к благословению Аллаха, кто умеет направить свою молодость к совершению таких дел и поступков, которые позволят заслужить довольство Аллаха, кто зарабатывает деньги халяльными путями и тратит их дозволенным способом, кто обретает знания и действует в соответствии с ними, кто умеет ценить дарованные блага и быть благодарным за них.
За каждую возможность, за каждое из этих благ с нас обязательно будет спрошено. Всевышний говорит нам, что потом придется держать отчет за каждое благо по отдельности. Поэтому проявление благодарности Аллаху - одно из важных обязанностей перед Всевышним.