3 вида нафса. Какой лучше?
Человеческий нафс подразделяется на три вида: нафс мутмаинна, нафс лаввама и нафс аммара.
Нафс мутмаинна – это душа, обретшая покой, твердое убеждение в том, что Всевышний Аллах является его Господом, искренне верящая в обещания Аллаха, подтверждающая правдивость Его слов, терпеливо переносящая всё, что приходит от Него.
Это уверовавший нафс, которого Аллах не опозорит в ахирате, книгу его деяний вручит ему в правую руку и оправдает его. Обретший покой нафс покорен божественному предопределению. Всевышний Аллах так обращается к такому нафсу за веру Его истинным обещаниям и за стремление заслужить Его довольство:
«О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!» (сура «Аль-Фаджр», аяты 27, 28).
Нафс лаввама – это грешная душа, постоянно упрекающая себя и за хорошие, и за плохие поступки, не умеющая быть терпеливой ни в радости, ни в горести, всегда недовольная собой. Она без конца укоряет себя, говоря: «Зачем я это сделал?! Надо было делать по-другому!»
Этот нафс сам по себе и не хороший, и не плохой. Просто он всегда недоволен собой.
Упрекающий нафс сильно расстраивается по причине упущенных возможностей и никогда не бывает довольным своими поступками. Когда он совершает что-либо хорошее, то говорит: «Надо было сделать больше!» Когда же он совершает предосудительный поступок, то говорит: «И зачем я это сделал?!»
Всевышний Аллах клянется упрекающим нафсом, говоря:
«Клянусь душой упрекающей!» (сура «Аль-Кыяма», аят 2).
Нафс аммара - это душа, повелевающая зло. Всевышний Аллах говорит о ней в той суре, где приводится повествование о пророке Йусуфе:
«Ведь нафс (эго) человека призывает его к плохому» (сура «Йусуф», аят 53).
Кроме этого, о таком нафсе Аллах говорит в следующих двух аятах:
«… кто боялся предстать перед своим Господом удерживал себя от [запретных] желаний» (сура «Ан-Назигат», аят 40).
«Видел ли ты того, кто сделал свою страсть себе богом?» (сура «Аль-Джасийа», аят 23).
О склонности этого нафса к дурным поступкам и его отдаленности от благих деяний Всевышний упомянул и в других аятах.
В одном хадисе, дошедшем от Абу Хурайры через Абу Саляму, Саляму ибн Кухайля, Ша᾿бу и Суфьяна, Абу Асима, Ахмада ибн Хусейна ибн Абана, Абдуль-Джаббара ибн Сирина и Али ибн Амра, приводится такое высказывание посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Глина, из которой был сотворен пророк Адам (мир ему), была смешана с несчастьем, страстью и похотью».
Всевышний Аллах говорит:
«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом» (сура «Хадж», аят 78).
То есть, держите в узде свой нафс, не давайте ему бегать за преходящими и пустыми мечтами и желаниями!
В другом своем произведении Абу Абдуррахман ас-Сулами говорит так: «Люди привыкли считать, что мученичество за веру – это смерть на поле брани. Однако истинное мученичество заключается в неповиновении низменным желаниям души и уничтожении ее стремления ко злу».
Из книги «Болезни нафса и методы их лечения»