• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что нужно успеть сделать до праздничного намаза Ураза-байрам?

19266

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что нужно сделать и как себя вести до праздничного намаза Ураза-байрам. И объясните, как правильно совершать этот намаз?  (Аноним)

Ответ: Согласно сунне,  перед тем как отправится на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что-нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечётное количество фиников, на что указывает соответствующий хадис: «В день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников». В другой версии этого хадиса  сообщается, что Пророк обычно съедал нечётное количество фиников (аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про  себя слова «Аллаху Акбар» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закат разговения (закат аль-фитр).

Передается, что в дни праздников Ибн Умар всегда надевал свои лучшие одежды (аль-Байхаки), а направляясь на молитву в дни праздников разговения и жертвоприношения, Ибн Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его до прихода имама (аль-Байхаки, ад-Даракутни).

Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения  домой. Передают, что однажды Пророк (мир ему), которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в  день разговения и совершил молитву на два ракаата, не помолившись ни до, ни после неё (аль-Бухари).

                Праздничные молитвы

Проведение особых молитв в день праздника разговения (Ид аль-Фитр или Ураза-Байрам-в первый день месяца Шавваль) и в день праздника жертвоприношения (Ид аль-Адха или Курбан-Байрам-на десятый день месяца зуль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам сразу же после Хиджры.

В день разговения и в день жертвоприношения Пророк (мир ему) всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления (аль-Бухари).

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать  в пятничных молитвах, поскольку Пророк (мир ему) сам  принимал участие в этих молитвах и повелел людям являться на них. В день праздника сподвижникам всегда велели являться на молитву. Приходили даже девушки и женщины, у которых были месячные и садились за занавесками. Они стояли сзади, произнося слова «Аллаху Акбар» и, обращаясь к Аллаху с мольбами, так же, как и другие, надеясь на благодать этого дня  и очищение от грехов (аль-Бухари).

В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.

                Как следует проводить праздничную молитву

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух ракаатов. Перед праздничной молитвой не возглашается ни азан, ни икамат (аль-Бухари).

Тому,   кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается  проводить в разных местах.

Во время праздничной  молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно, по три такбира во время каждого ракаата. После дуа «ас-сана» первого ракаата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам, за которым  должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы.

Во время второго ракаата имам после чтения «аль-Фатихи» и суры произносит три такбира. Так делал ибн Масъуд и многие другие сподвижники. Передается, что проводя праздничные молитвы, Ибн Масъуд произносил такбир девять раз: сначала он четыре раза произносил такбир  перед  чтением  Корана (такбир ат-тахрима и три такбира праздничного намаза), потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил  к чтению Корана во время второго ракаата, потом четыре раза произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (муснад  Абдур-Раззак).  و الله أعلم بالصواب

Ходжа Шахабиддин

Комментарии

Яндекс.Метрика