3 признака богобоязненности
Всевышний сказал: «Воистину, Аллах - с терпеливыми» (сура «Бакара», аят 153).
Имам Газали (да смилостивится над ним Аллах) говорил: «Человеку свойственно терпеливо относиться к бедам. У животных и ангелов нет терпеливости. У животных преобладают природные инстинкты и отсутствует разум. Поэтому они не способны проявить терпение против вожделения. Ангелы влюблены в красоту Всевышнего Аллаха. Поэтому низменные желания у них не могут преобладать над стремлением лицезреть Всевышнего».
Фахруддин ар-Рази сказал следующее: «Проявлять терпение означает соглашаться с волей Аллаха. Когда душа становится склонной к чему-либо, она отворачивается от высоких небес. Не случайно, когда Адам привязался к Раю душой, Аллах создал для него тяготы в Раю».
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Терпеливость - моя пища». Под терпеливостью также понимается богобоязненность (таква). Недаром Всевышний говорил:
«Лучшим припасом является богобоязненность (то есть готовность проявить терпение и не просить подаяния, чтобы не создавать людям затруднений). Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура «Бакара», аят 197).
Таква - это прежде всего избегание грехов. До тех пор, пока раб не будет избегать всего сомнительного из опасения допустить харам, он не может достигнуть степени таква. Джафар ас-Садык говорил об этом: «Таква - это отсутствие в сердце мыслей и чувств, не связанных с Аллахом».
Имеются три признака наличия у человека таква: в любой ситуации обращаться к Аллаху, в любом деле полагаться на Всевышнего, в любом положении оставаться верным Аллаху.
Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (сура «Семейство Имрана», аят 200).
Слова "будьте терпеливы" указывают на необходимость терпеливо переносить беды. Это для всех людей. Слова "запасайтесь терпением, несите службу на заставах" указывают на необходимость отречься от грехов, совершать поклонение и проявлять стойкость в борьбе за веру. Это для уверовавших и обретших знания.
Поэтому душевный покой нужно искать в твердой убежденности (йакин), достоинство - в простоте, государственность - в Исламе, безгрешность - в предании себя Аллаху, ум и прозорливость - в вере, величие - в отречении от мирского. А погибель можно найти, осмелившись совершать грехи, раскаяние - в долгой спячке, несчастье - в невежестве. Счастье заключается в знаниях, зрелость - в божественной любви, хорошая жизнь - в терпеливости. А терпеливость заключается в том, чтобы живя среди народа, стойко сопротивляться желаниям нафса.
У влюбленных в Аллаха такое понимание сабра: терпеливым можно считать того, кто не произнесет даже "ах!", когда на него свалятся все беды, кто не меняется под воздействием страданий и измен, не становится горделивым из-за богатства и множества благ, кто на все это смотрит одинаково. Он всегда готов оказаться под лавиной страданий и окунуться в море несчастья. Он никогда не беспокоится о том, какой исход завтра его ожидает. Кто не дрожит за свою жизнь, тот всегда найдет дорогу к любимому.
Из книги "Анваруль-ашикын"