10 правил успешной торговли для мусульманина
Самое доходное ремесло - это торговля. Человек, занимающийся торговлей, должен быть надежным в делах, не расставаться с правдой и исполнять наставления. Под наставлением имеется в виду то, что он не должен делать по отношению к брату мусульманину то, что не понравилось бы ему самому («Ихъя улюм ад-дин»). Некоторые говорили, что человек, продающий брату мусульманину за рубль то, что сам не купил и за пять копеек, тот не соблюдает наставления.
Торговец всегда должен быть правдивым
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Торговец, не расстающийся с правдой, в Судный день будет воскрешен вместе с праведниками и мучениками за веру» (Ибн Маджа, Тиджарет, 1; Тирмизи, Буйу, 4; Ахмад б. Ханбаль “Муснад”, 3/437).
Как вас обманывают деньги. Поучительная история одного из сахабов
Смелые действия торговца в торговых делах - это сунна
Он должен постоянно заниматься тем делом, которое приносит ему доход. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Человеку следует продолжать заниматься тем делом, которое приносит ему баракат».
В торговле надо довериться воле Аллаха и от Него ожидать свой удел и выгодных дел
То, что предписано Всевышним в предвечности, не увеличится из-за жажды наживы. Также удел не уменьшится, если постоянно не дрожать над ним. Коммерсанту не следует гоняться за сверхприбылью, забываяя о душе и делах ахирата. Иначе окажется, что он зря прожил свою жизнь, и его богатства принесли ему только вред. Упущенное из того, что необходимо для ахирата, он не сможет компенсировать из мирских доходов. Люди, поступающие подобным образом, покупают мирские наслаждения ценою вечной жизни в ахирате.
Мусульманин не станет ругать тот товар, который собирается покупать, и не станет слишком восхвалять товар, который он продает
Если продаваемая им вещь не обладает теми качествами, о которых он говорил, тогда он окажется лжецом. Если же покупатель поверит его словам, тогда он будет считаться не только лжецом, но и совершит несправедливость. Даже если продаваемый им товар и обладает теми качествами, о которых он говорил, всё же это будет означать, что он вел пустые разговоры.
Человек должен понимать, что с него будет спрошено за такие слова. В аяте сказано:
مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (сура «Каф», аят 18).
Нет ничего плохого в том, если продавец, исходя из интересов покупателя и желая дать сведения о продаваемом товаре, расскажет о некоторых его особенностях. В данном случае задача состоит не в том, чтобы обмануть клиента, а чтобы дать ему необходимую информацию.
Организовать торговлю в полном соответствии с нормами шариата могут лишь люди, обладающие глубокими знаниями и богатым опытом
Рынки и торговые центры - это те места, которые заставляют человека забыть Аллаха. Из-за долгих занятий куплей-продажей забывается намаз. В подобных местах часто говорят неправду, произносят неприличные слова. С целью повысить цену товара приносятся ложные клятвы. В такой обстановке люди, не обладающие знаниями, не могут избегать вредных последствий занятий торговлей.
Человек, продающий свой товар, не должен клятвенно уверять о высоком его качестве, даже если это правда
Если то, в чем он клянется именем Аллаха, неправда, то такая клятва называется гамус.Такие клятвы являются большим грехом и обрекают человека на большие беды. Если же его клятва правдива, то окажется, что он использовал имя Аллаха ради обретения мирских благ. Это тоже довольно плохой поступок. В аяте сказано:
وَلاَ تَجْعَلُواْ اللّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ
«Не делайте Аллаха прикрытием для ваших клятв» (сура «Бакара», аят 224).
Также было сказано: «Горе тем торговцам, которые клянутся, говоря: «Валлахи, это так! Валлахи, это не так!»
Будет макрухом, если продавец при продаже товара покупателю произносит салаваты, то есть говорит: «Саллаллаху аля Мухаммадин, нет товара лучше этого». Такой поступок не принесет ему прибыли и не скроет недостатки товара. Поступать подобным образом не по-человечески.
Нужно откровенно говорить обо всех свойствах своего товара, не скрывать его недостатки. Поступать так является ваджибом. Например, говорить только о хороших сторонах продаваемой ткани, скрывая его изъяны, - это хитрость и несправедливость. То же самое и когда одежду при продаже демонстрируют в полутемном помещении, или же показывают только хорошую туфлю, скрывая ее некачественную пару.
В торговле не должно быть места коварству
Хитростью и обманом не увеличишь свой удел. Наоборот, теряется баракат продаваемого товара. У человека, все богатства которого добыты путем хитрости и обмана, Аллах отнимет и уничтожит всё разом. И все грехи за каждую вещь падут на него до последнего. Повествуется, что один человек постоянно продавал молоко, добавляя в него воду. В один из дней после сильного дождя с гор нахлынул такой сильный грязевой поток, что погибли все коровы того человека. После этого его сын молвил отцу: «Отец мой! Накопилась вся вода, которую ты примешивал к молоку, и потопила наших коров».
Торговец не должен продавать свой товар в два раза дороже рыночной цены
При продаже нельзя делать слишком большую надбавку к той цене, за которую товар был приобретен. Нужно ставить такую надбавку, чтобы можно было получить нормальную прибыль. Во время купли-продажи неприемлемо вмешиваться третьему лицу с целью повысить стоимость товара.
У людей, поступающих подобным образом, Аллах отберет баракат из их доли. Имам Газали (да пребудет с ним милость Аллаха) писал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил поступать подобным образом» (См.: Бухари, Буйу, 60; Муслим, Буйу, 13).
Также нужно входить в положение бедных клиентов, давая им отсрочку для оплаты купленного товара до того времени, когда их материальное положение улучшится. Но если есть возможность, то надо брать деньги у покупателя в момент купли-продажи.
Когда дозволенная рассрочка превращается в запретное ростовщичество?
Из книги «Исламский путь»