В России впервые провели «перепись» белков и жиров мамонта

Химики и биологи из Сколтеха и МФТИ впервые в истории детально проанализировали то, какие жиры и белки присутствуют в костях сибирских мамонтов, сравнив их с теми же молекулами из клеток современных слонов. Ученые обнаружили не только коллаген, являющийся основой костной ткани организма, но также и многие другие белки, такие как люмикан, альбумин, остеоглицин и альфа-2-HS-гликопротеин. При этом оказалось, что многие жиры в течение такого длительного времени не сохраняются: специалисты нашли триглицериды, но не другие молекулы.

Российские исследователи серьезно расширили представления современной науки о биологии сибирских мамонтов, проведя первую «перепись» их жиров и белков, используя при этом высокочувствительные масс-спектрографы и хроматографы. Они изучили химический состав срезов с кости мамонта, чьи останки были обнаружены на берегах реки Яна несколько лет назад и сейчас хранятся в Зоологическом музее МГУ. Параллельно они провели аналогичный анализ, применяя останки современных слонов, размельченных и исследованных схожим образом. В общей сложности в останках мамонтов они нашли порядка 100 белков. Все они были похожи на те же вещества из костей слонов, а 3 из них оказались уникальными для мамонтов.  Объем жировых молекул тоже был довольно высоким. Специалистам удалось выявить 73 типа подобных веществ, но все они при этом относились к числу простых жиров, так называемых триглицеридов. Другие разновидности липидов, предполагают химики, оказались недостаточно стабильными и разрушились практически сразу после гибели мамонта, - пишет РИА Новости.

Исследователи надеются, что изучение открытых ими белков и жиров поможет установить, что отличало мамонтов от слонов и можно ли превратить современных африканских гигантов в их мохнатых собратьев из ледниковой эры, используя фрагменты их ДНК.