• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Саудовская Аравия против американо-иранского сближения

Время чтения: 2 мин
4350

Саудовская Аравия и ее союзники, входящие в ССАГПЗ, с острой ревностью восприняли набирающее темпы восстановление отношений между Соединенными Штатами и Ираном. Интеллектуальная элита, Саудовской Аравии, Кувейта, Катара и ОАЭ опасаются, что географическая близость к Ирану и наличие ряда военных и политических проблем негативно скажутся на безопасности ближневосточных монархий.

Беспокойство в Саудовской Аравии и странах ССАГПЗ вызвано в первую очередь тем, что США, по их мнению, могут наладить отношения с Тегераном за счет интересов консервативных монархий Аравии. Как пишет российский эксперт Владимир Ефимов, арабские монархии «…просто прозевали тот момент, когда в Тегеране и Вашингтоне пришли к осознанию того, что в интересах обеих стран нормализовать отношения, которые были заморожены на протяжении 34 лет. Иранские политики более трех десятилетий находились в поиске альтернативы внешнеполитической ориентации, отдавая предпочтение Европе, России и Китаю, что привело к полному банкротству представлений о партнерах и союзниках. Данный поиск был весьма сложен для понимания отдельных политических инициатив, но сейчас уже нет смысла предлагать какие-либо оценки политических результатов прежнего курса ИРИ. Тем более, что ни один из противников Ирана так и не сумел добиться чего-либо существенного в части конфронтации и враждебной политики».

США и Иран сделали шаг навстречу, уяснив, что между ними гораздо больше интересов, чем проблем. Но быстрого разрешения всех противоречий ожидать не следует, так как и в США, и в Иране достаточно противников подобного сближения, но улучшение отношений в нынешней ситуации приобретает стратегический характер и для Тегерана, которому необходимо снизить давление санкций и устранить угрозу военного вторжения извне и для Вашингтона, теряющего политические «очки» в не очень успешном политическом противостоянии с исламской республикой. США, возможно, приняли тот факт, что Иран не может отказаться от своей ядерной программы, так же, как факт, что Иран – это не агрессор, а страна, живущая в столь враждебном окружении (созданном, к слову, при активном участии самих США), что лишь столь весомая угроза как ядерное оружие способно сдержать натиск соседей и западных оппонентов.

Свою роль в этом сыграла и ситуация в Сирии, в которой США оказалось проще и выгоднее принять вариант дипломатического урегулирования нежели военного вторжения, что, по сути, означало бы военный конфликт с Ираном.

Американо-иранскому сближению совершенно точно будут мешать арабские монархии Персидского залива и Египет, которые привыкли видеть в США исключительно «своего» покровителя. Арабские аналитики отмечают, что у государств Персидского залива есть рычаги влияния на американскую политику. Их значительные финансовые возможности позволят им задействовать лоббистов в Вашингтоне, чтобы противостоять любым инициативам Обамы. О том, что арабское нефтяное лобби в США очень сильно, говорить отдельно не стоит. Это общеизвестный факт. Но совсем неизвестно, сколько времени понадобится США и Ирану для преодоления возникающих преград на пути сближения, если взаимное отчуждение все же сменится стремлением к диалогу.

Руслан Хисамов 

Социальные комментарии Cackle