Политологи об «арабской весне». Часть 1
Со 22 по 24 ноября 2012 г. в Московском государственном институте международных отношений МИД РФ прошел VI Всероссийский конгресс политологов под названием «Россия в глобальном мире: институты и стратегия взаимодействия». Тема «арабской весны» поднималась участниками неоднократно и даже стала темой специального заседания.
Кто ответит за «украденное» государство?
Такой вопрос в ходе своего выступления под названием «Кибер-преступность и социальные сети» задал Юрий Бочаров, представитель инжиниринговой компании из Хайфы. Деятельность революционеров, задействовавших социальные сети, по его мнению, вполне подходит под критерии кибер-преступления, то есть преступления, совершенного посредством использования ресурсов сети Интернет. Современная кибер-преступность, по-мнению исследователя делится на преступления против личности (кража денег с кредитных карт, личной информации и т.д.) и преступления против государства, связанные с кражей государственных секретов, а также преступления против государственного строя. Проблема в том, что наказание за последний вид преступлений не предусмотрено. Исследователь задает вопрос, «как должно реагировать государство на возможную угрозу переворота извне, в том числе, с использованием социальных сетей?» Не зря «арабскую весну» называют еще и «твиттерными революциями», подчеркивая возникновение совершенно нового способа распространения информации и манипуляции массами.
«За публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному изменению конституционного строя в России наказывают либо штрафом, либо сроком до трех лет, а за подобные призывы с использованием СМИ – до пяти лет. Как ни парадоксально, что за кражу с помощью компьютерных технологий денег с кредитки сажают на 5-10 лет. Так сколько должны давать за попытку «украсть» государство у любого правителя?»
«Современные арабские революции – это исламский протест»
А. Егупов из Кубанского ГУ в своем докладе также отметил роль социальных сетей Twitter и Facebook в событиях на Арабском Востоке. Совместно с каналом «Аль-Джазира» и традиционными СМИ они стали сильнейшим фактором, побудившим население принять участие в протесте.
Однако главное, по его мнению, то, что новые политические силы (исламисты), пользуются доверием народа и будут формировать новый политический порядок. Этому способствовала, в частности эволюция политических доктрин умеренных исламистов, в частности «Братьев-мусульман», требования которых совпадают с требованиями большинства демократических партий.
Современные арабские революции, а также иракский и афганский кризис должны, по мнению автора, восприниматься как исламский протест. Это ведет к формированию новой реакции мусульман на социальные и политические процессы и обусловливает основные аспекты нового политического порядка на Ближнем Востоке.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора