Курдский вопрос на Ближнем Востоке. Демократическая партия Курдистана в республиканском Ираке
В послевоенный период для курдов стало окончательно ясно, что возведение единого и независимого Курдистана – это невыполнимая задача в условиях, когда проживающие на территории сопредельных государств курды подвергались жестоким репрессиям за любое проявление национальных устремлений.
Образование Демократической партии Курдистана (ДПК) под руководством Мустафы Барзани стало свидетельством начала нового этапа в историческом пути курдского национального движения. Объединив в своих рядах крестьян, мелкую и среднюю буржуазию и рабочих, партия имела весьма влиятельные позиции не только в Сулеймании, но и в таких значимых городах, как Киркукк, Багдад, Мосул и Басра. Подвергаясь постоянным репрессиям, партия, тем не менее, сумела не только сплотить курдов Ирака, но и сопредельных Сирии и Ирана.
«Демократия – Ираку, автономия – Курдистану!», подобный лозунг, зародившийся в 40-е гг. в недрах курдского освободительного движения стал, по сути, платформой для ДПК, выступавшей за демократическое переустройство общественной жизни Ирака, проведение широких реформ, и, конечно же, предоставление равных прав всем национальным общностям страны и создание курдской автономии в пределах территории Ирака.
Революция 1958 г., совершенная под руководством офицеров иракской армии Абдель Керима Касефа и Абдель Саляма Арефа и давшая начало республиканскому правлению в Ираке была с восторгом встречена жителями Ирака и открыла новые перспективы для ДПК. В новом правительстве, сформированном Абдель Керимом Касемом места министра здравоохранения и юстиции были отданы представителям курдов Махмуду Салеху Махмуду и Мустафе Али. В Высшем государственном совете одно из трех мест занимал курд Халед Накшбанди.
Курды внесли большой вклад в свершение революции 14 июля и сохранение ее завоеваний. Так например курдский автор из Ирака А. Суджади в своей книге "Курдские восстания и курды Ирака" приводит фамилии четырех курдов, которые были членами организации "Свободные офицеры": генерала Фуад Арефа, полковников Фаттаха Шали и Абдель Джамаля, капитана Мустафы Абдуллы. Принимая офицеров-курдов в члены тайной организации, ее руководители тем самым стремились с их помощью привлечь на свою сторону курдские демократические силы, что имело важное значение для успеха революции.
Первая конституция, принятая республиканскими властями, Временная конституция 26 июля 1958 г. наряду с прочими положениями, провозглашала равенство арабов и курдов, что вселило оптимизм в курдское население по поводу будущего. Статья 3 в ней гласила: "Арабы и курды рассматриваются как партнеры, их национальные права в рамках единого Ирака гарантируются конституцией". Это был первый официальный документ послемандатной эпохи, в котором признавалось существование курдского народа. Касем, со своей стороны, делал широкие шаги навстречу курдам. Было решено, что обучение в школах Курдистана должно вестись на курдском языке и при министерстве просвещения был учрежден департамент по организации учебно-воспитательной работы в Курдистане. 20 июля был издан декрет об амнистии группы борцов против свергнутого режима. Прежде всего посмертно амнистировали Махмуда Барзанджи, который умер в 1956 г. в Багдаде.
Принцип единства и равноправия арабов и курдов в Иракской республике нашел свое отражение на новом гербе страны, где два скрещенных меча символизировали арабо-курдский союз. Иракское правительство осуществило ряд практических мер по реализации зафиксированного в конституции права курдов на равноправное положение в новой республике. Легально стали издаваться все курдские газеты и журналы. Демократическая партия Курдистана фактически пользовалась правом свободной деятельности по всей стране.
В результате демократических преобразований бурно расцвела общественная жизнь. Среди партий, общественных и культурных организаций, профсоюзов и всех других учреждений гражданского общества, в большом числе и легально действовавших, видная роль принадлежала курдским, в особенности ДПК, которая теперь расположилась в центре Багдада, где начала выпускать свою газету - "Хабат" ("Борьба") и приложение к ней - еженедельник "Курдистан".
Качественные изменения произошли и в политической жизни Ирака. Начали активно действовать политические партии, до этого находившиеся в подполье. Среди них ИКП (Иракская коммунистическая партия), НДП (Национально-демократическая партия), ПАСВ или «Баас» (Партия арабского социалистического возрождения).
Однако оптимизм быстро рассеялся, когда стало понятно, что республиканские власти активно используют курдов в политической борьбе, но не вспоминают об обещанном равноправии и политических правах. Как и предыдущие режимы, республиканский режим в Ираке все в большей степени становился репрессивным по отношению к курдам.
Это послужило толчком к активизации деятельности ДПК, которая использовала факт признания курдских национальных прав в качестве юридической основы для их защиты на высшем государственном уровне.
Общий антидемократический характер режима и силовое давление на курдов со стороны центральных властей вынудили тех отстаивать свои права с оружием в руках, что продолжалось почти 15 лет – с 1961 по 1975 гг.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора