• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Саид Фуда: ташбих и исламское вероубеждение

3830

запрет ташбиха есть в Коране, Сунне и словах учѐных из числа саляфов, и это ясный и очевидный запрет, несмотря на слова тех, кто по ошибке говорит, что нет запрета на ташбих ни в Коране, ни в Сунне.

запрет ташбиха есть в Коране, Сунне и словах учѐных из числа саляфов, и это ясный и очевидный запрет, несмотря на слова тех, кто по ошибке говорит, что нет запрета на ташбих ни в Коране, ни в Сунне.

Мы начнѐм с некоторых аятов и слов учѐных. Слова учѐных увеличивают убеждѐнность сердца, и нельзя говорить, как некоторые: «Они люди (мужчины), и мы люди (мужчины), мы совершаем иджтихад, как они его совершали». Мы на это ответим: они совершали иджтихад не потому, что они мужчины, ведь и женщинам можно совершать иджтихад. Они совершали иджтихад, потому что они учѐные! У иджтихада есть обязательные условия, им не каждый соответствует! Для того чтобы достичь этого уровня, нужно колоссальное усердие, нужно перенести множество трудностей. А кто не достиг этого уровня, тот должен обращаться к учѐным, ведь сказал Всевышний (смысл): «Спрашивайте людей знания, если вы не знаете» .

Всевышний сказал: «Нет абсолютно ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий». Это аят с ясным смыслом (мухкамат), и все неясные аяты (муташаббихат) должны пониматься через призму этого аята.

Сказал имам аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 г): «Когда Всевышний захотел отстранить от Себя подобие в самой усиленной форме, то объединил в нашем чтении между частицой сравнения (каф) и именем сравнения (шейъ), чтобы отрицание было в самой совершенной форме».

Приводит аль-Байхаки с иснадом до Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): Сказал Всевышний Аллах: «Возвел ложь на меня сын Адама, хотя не подобаем ему возводить на Меня ложь. И оскорбил меня сын Адама, а хотя не подобает ему Меня оскорблять. Что касается лжи, то он сказал: «Аллах не воскресит меня также как создал», но сотворить в первый раз для Меня не проще, чем воскресить. А что касается оскорбления, то он сказал: «У Аллаха есть сын». Я Аллах, Единый и Неподобный, не рождаю и не рожден, и нет ничего подобного Мне».

Аль-Байхаки передаѐт от Абу ибн Каба, что язычники пришли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали: «Опиши своего Господа», – и затем было ниспослано (смысл): «Скажи [Мухаммад]: «Он - Аллах Единый, Аллах Неизменный». Неизменный, Который «не рождает и не рождѐн», ибо всѐ, что рождено, умрѐт, а всѐ, что умрѐт, будет воскрешено. Поистине, Аллах не умрѐт и не будет воскрешен. «И нет Ему подобного». И сказал [Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)]: «Нет схожего (шабих) с Ним, и нет ничего равного (‗идль) Ему. И нет ничего, подобного Ему». 

Имам Абу Ханифа (80-150 х/699-767 г) сказал в «Аль-Васият»: «Мы подтверждаем, что Аллах истива над Аршем, но без нужды в нѐм и без того, чтобы там утвердиться. Он владеет Аршем и всем, помимо Арша, без нужды в этом» . Как мы видим, Абу Ханифа отвергает, что Аллах сидит на Арше или находится там, имам приводит сам атрибут «истава» и отвергает какое-либо сходство с творениями.

Ибн Абдуль-Барр (368-463 х/978-1071 г) передаѐт от Аюба ибн Салаха аль-Махруми, что он сказал: «Мы были рядом с Маликом, когда пришѐл один иракец и спросил его: «О Абу Абдулла, «Милостивый истава над Аршем». Как истава?» Имам сказал: «Ты спрашиваешь о том, что не является неизвестным, и говоришь о том, что невообразимо (гъайр ма`къуль)».

Яхья ибн Ибрахим Мазин сказал: «Малик не любил, когда приводят эти хадисы, потому что там есть ограничение и качества уподобления. Спасение от этого – ограничиваться тем, что сказал Аллах. Он описал Себя «ваджх», «йадейн», «истава». И Он сказал: «Куда бы ни обратились, там будет Аллах (дословно «лик Аллаха»). Всевышний Аллах сказал: «Обе руки Его распростерты».  Всевышний сказал: «Милостивый истава над Аршем». Говори только то, что сказал Аллах. Не углубляйся в это, не толкуй и не говори «как». Поистине, в этом гибель. Ведь Аллах обязал раба уверовать в то, что было ниспослано, но Аллах не обязал углубляться в толкование, которое не знает никто, кроме Него».

Посмотри и поразмышляй над этими словами! Ты увидишь, что эти люди боялись ташбиха и отстранялись от него, как от погибели. А запрет углубляться в смысл этих вещей – это предостережение от ташбиха, в любом его виде. И запрет ташбиха есть в Коране, Сунне и словах учѐных из числа саляфов, и это ясный и очевидный запрет, несмотря на слова тех, кто по ошибке говорит, что нет запрета на ташбих ни в Коране, ни в Сунне.

Саид Фуди. Анализ современного состояния шариатского знания. Москва, 2012.

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Комментарии для сайта Cackle