Религиозность и сексуальность: молодежный срез
С целью выяснения отношения молодежи к этим вещам в 2011 году группа ученых из Ноттингема провела подробное исследование этих понятий, а также того, как они влияют на жизнь молодых британцев от 18 до 25 лет. Исследование проводилось под эгидой Университета Ноттингема в сотрудничестве с Университетом Ноттингем Трент. Проект под названием «Религия, молодежь и сексуальность: межрелигиозное исследование» получило финансирование в размере 250 000 фунтов стерлингов. Средства были предоставлены Советом по исследованиям в области Искусств и Гуманитарных дисциплин и Совета по социальным исследованиям.
В ходе исследования эксперты провели два года в молодежной среде, изучая их отношение к религии и сексуальности, ценности и опыт в том, что касается секса и религии. В рамках исследования было опрошено около 700 молодых людей, представляющих различные религии, такие как буддизм, христианство, индуизм, Ислам, иудаизм и сикхизм. Более половины опрошенных (65.1%) были вовлечены в то или иное религиозную общность, и чуть больше половины (56.7%) принимают участие в коллективных религиозных обрядах как минимум один раз в неделю. Кроме этого в исследовании принимали участие представители смешанных (двуконфессиональных) семей.
Ученые попытались выяснить, что испытывают молодые люди, когда они вынуждены находить компромисс между сексуальностью и требованиями религиозной морали, а также масштаб обеспокоенности, которую молодые люди испытывают по поводу осуждения религией крайне сексуализированной культуры современного британского общества.
Др. Эндрю Кэм-Тук Йип и др. Сара-Джейн Пейдж из школы социологии и Социальной политики Университета Ноттингема, а также др. Майкл Кинан из Школы социальных наук при университете Ноттингем Трент попросили участников исследования заполнить онлайн-анкеты. У некоторых из них было взято индивидуальное интервью, а также записи видео-дневников продолжительностью в одну неделю. Молодых людей просили рассказать об их сексуальных и религиозных ценностях, их отношении к ним, а также о личном опыте и самих себе. Кроме этого, изучая их семейную жизнь, социальные и культурные ожидания и участие в религиозных сообществах исследователи, также определили надежды молодых людей, которые они питают по отношению к жизни в британском обществе и то, как они понимают и претворяют в жизнь свою гендерную принадлежность в свете их религиозной веры.
Др. Йип сказал: «Несмотря на их разные культурные и религиозные привязанности, многие из сегодняшних молодых людей от 18 до 25 лет идут своим путями, которые формируются разнообразными факторами, такими как религиозная вера, молодежная субкультура, масс-медиа и социальные сети. Эти факторы влияют на формирование у молодых людей определенной сексуальной этики, наполненной их религиозной верой. Большинство их убеждены, что религиозные лидеры не владеют достаточной информацией о сексуальности вообще, и о сексуальности молодых, в частности. Другие воспринимают религию как механизм социального контроля, который чрезмерно регулирует гендерное и сексуальное поведение в условиях недостаточного контакта с самой молодежью».
Проведенное исследование показывает, что лишь каждый третий молодой человек убежден, что до брака необходимо блюсти целибат. Две трети опрошенных воспринимают гетеросексуальность и гомосексуальность как равнозначные термины. Между тем, молодые люди нетрадиционной ориентации не скрывают, что сталкиваются с психологическими и социальными сложностями в своей повседневной жизни, особенно в рамках их религиозных сообществ.
Др. Йип продолжает: «Наша цель состоит в том, чтобы задокументировать и огласить мнение религиозных молодых людей. Мы хотели выяснить то, каким образом они воспринимают свои сексуальность и религиозную веру. Нам было интересно выяснить каковы факторы, которые формируют такое восприятие, равно как стратегии, которые они вырабатывают, чтобы реализовать свою сексуальную, религиозную, молодежную и гендерную идентичность. Мы верим, что результаты исследования станут значительным вкладом в дискуссию в этой спорной области, представленной религией и сексуальностью. Мы надеемся, что исследование принесет пользу не только самим молодым людям, но окажется полезным и для религиозных лидеров, а также профессионалов и практиков, работающих с молодыми людьми в секулярном контексте».
Большинство опрошенных полагает, что выражение сексуальности допустимо, однако мнения разошлись: одни верят что по обоюдному согласию молодые люди могут выражать свою сексуальность так, как им того хочется, тогда как другие верят, что сексуальная реализация допустима только в браке или в прочных отношениях. Несмотря на различие во мнениях наиболее показательным оказался факт поддержки большинством опрошенных моногамных отношений (83.2%).
В том, что касается проблемы столкновения религиозных требований и сексуальности, то опыт молодых людей оказался различным. Одни переживали внутреннюю напряженность и психологический конфликт. Другие оказались способны преодолеть любой конфликт посредством нахождения компромисса между верой и сексуальностью. Так же нашлись участники, которые нашли способ примирить оба этих понятия.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора